1-й этап (г. Тверь – г. Сокол, Вологодская область)
28 мая – 8 июня 2011 г.
ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ ФОТОГРАФИЙ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ПОХОДА можно носмотреть ЗДЕСЬ
Капитан Александр Терентьев
Участники 1-го этапа
![]() Дмитрий Козлов |
![]() Валерий Хейсо |
![]() Сергей Щербина |
28 мая
Согласно приказу адмирала быть на борту до 12.00 я прибыл в яхт-клуб в 11 часов.
Тверской яхт-клуб
К 12 часам выяснилось, что адмиральский приказ начали грубо нарушать - Валера Хейсо вызывающе застрял в лифте по выходу из квартиры.
Терентьев, однако, как подобает мудрому руководителю, не выказывал никаких признаков неудовольствия.
Приведение нашего мотора в рабочее состояние.
Установка мотора на яхту. Как можно заметить, Валера сумел вырваться из заточения.
Постоянный обитатель яхт-клуба проявляет завидную выдержку.
Адмирал готовится дать старт походу.
Процесс пошел!
Старт!
Поднимаем якорь...
...и уходим!
Обратим внимание на последнюю фотографию несчастного "колдунчика" (справа вверху).
С этого момента Димка начал приглядывать себе прибрежный особнячок.
А адмирал уверенно смотрит в будущее.
В прошлое, впрочем, тоже...
Точное название яхты провожающего нас Юры Исаева "О, я!!!"
Здесь и далее видно, что Валера еще не до конца пережил синдром недружественного лифта.
"Искатель" и сопровождающие лица прибыли в Эммаус, чтобы поздравить с юбилеем Гену Фридмана.
Блаженный юбиляр.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Юбиляр насторожился...
"Аве, Гена! Идущие на фиг приветствуют тебя!"
Юбиляру нравится...
Но капитан говорит, что пора...

Вознесенский Оршский женский монастырь.

Вечер на Орше
До революции корона на верхушке креста указывала, что монастырь находится
под патронатом кого-либо из царствующего дома.
Прощальный вечер на "Триме".
Адмирал демонстрирует уверенность в успехе предприятия.
29 мая
Стартовали в 10 часов.
Рождественская церковь в Городне.
Плотина в Дубне.
Идем ленинским курсом.
Б?льшую часть дня шли под мотором, только последние два часа перед Дубной - под парусом.
Когда на подходе к шлюзу стали снимать грот, Димка, со словами: "Что это за гадость прицепилась?" сорвал со штага единственный "колдунчик" и брезгливо выбросил зв борт.
Когда он осознал всю мерзость своего деяния, то пытался каяться, но было поздно. С этого момента он стал Убийцей Колдуна.
Шлюзоваться будем завтра, а сегодня ночуем в местном яхт-клубе.
Экипаж скорбит о погибшем "колдуне".
30 мая
Поднялись в 7 часов. Погода отличная - солнце, попутный ветер, и не так жарко, как вчера.
Запретная зона перед шлюзом.
Отшлюзовались в 10.20.
Мелкие "штрихи" на фотографии не дефекты, а ласточки-береговушки.
А здесь они живут:
Проходим г. Кимры.
Весь день шли под парусом.
На ночлег остановились на острове в виду Калязина.
Валера и Димка вышли на добычу.
31 мая
Общий подъем в 7.00. Сегодня у нас - первая рыба (полведра плотвичек и окуньков).
У адмирала, оказывается, не атрофировалось чувство прекрасного: эти цветы багульника - его находка.
Теперь знаменитая калязинская колокольня - на острове.
А вот калязинский радиотелескоп РТ-64 (диаметр 64 м) я вижу впервые, т.к. построен он в 2001 году.
Отважный Димон готов бросить вызов даже "Илье Муромцу".
Угличский шлюз проходим в 14.30.
Шлюзуемся в веселой компании "Михаила Танича" и неистового "Виссариона Белинского".
Углич. Исторический парк.
Спасо-Преображенский собор
Палаты угличских удельных князей
Церковь царевича Дмитрия "на крови".
Бывшая городская Дума
Необъяснимый "Фордзон".
Музей городского быта "Семейное счастье".
Любопытно, что здание построено в 1897 году (было публичной библиотекой).
Пока экипаж просвещается в части исторических достопримечательностей Углича...
...адмирал просвещает жителей Углича в части исторических планов похода...
Исторический нонсенс: теплоход "Октябрьская революция" с Георгиевской лентой!
Покидаем Углич.
Береговая живопись.
Три грации.
На ночлег встаем в уютном устье левого притока.
1 июня
Подъем в 7.00. Отметили День защиты детей.
Почти весь день шли под мотором, ибо - встречный штиль.
Перед нами - великий город Мышкин!
В Мышкине причаливают все круизные теплоходы...
...и яхта "Искатель".
Туристический комплекс "Мышиные палаты".
Бурная политическая жизнь мышкинцев (нечто православное, нечто патриотическое, и, конечно же, "Молодая гвардия").
Успенский собор.
Пополнив запасы горючего, воды и продовольствия, покидаем славный город Мышкин.
Вода в Мышкине, кстати, не очень питьевая. А вот проехать на такси до автозаправки на выезде из города и вернуться обратно - всего 80 рублей.
К вечеру выходим на главное "зеркало" Рыбинского водохранилища.
На ночлег встали у небольшого острова, не доходя километра 3 до о-ва Шумаровского.
Наш комБРИГ и юнга готовятся к выходу на добычу.
Заметки натуралиста: легко заметить одну чайку и трех комаров. Еще двух комаров можно заметить при внимательном рассмотрении.
2 июня
Подъем в 5.00 - сегодня планируем пройти всю Рыбинку (~ 120 км).
Экологический натюрморт.
До 13.00 идем под мотором.
В обед поднимается попутный ветер и оставшуюся половину Рыбинки пролетаем одним галсом.
К вечеру погода начала делать мрачные намеки...
...но все закончилось легким ночным дождиком.
Город-герой Череповец. Ведь чтобы жить в таком городе требуется изрядное личное мужество
(Димка пытался счесть заводские трубы, но после 115-й сбился со счета).
Ночуем у стенки набережной. Отбой в 0.55 - за неполных 4 часа пережили 2 экскурсии добродушных череповчан.
3 июня
Ввиду пополнения продовольственных запасов стартовали в 11.00.
Погода, с утра неясная, к старту определилась - солнце, +22, ветер попутный.
Валере погода нравится - впервые поставили стаксель.
Пару раз налетал дождь со шквалами и градом.
Шлюз в г. Шексна - наш последний шлюз системы Волго-Балта.
По выходе из шлюза - сильный встречный ветер.
Заночевали в устье р. Чернуха - правого притока Шексны.
4 июня
Стартовали в 10 часов.
Сильный встречный ветер, идем под мотором.
На Сизьменском разливе волна расходится серьезная - из-за малых глубин она невысокая (редкая - превышает 1 метр),
но короткая, метра 4, как раз половина длины "Искателя". В конце разлива порывы ветра стали достигать 30 м/с.
К 16 часам достигаем Топорни, и сразу - тишина.
Начинается прохождение Северо-Двинской системы.
Здешние шлюзы - чрезвычайно уютные и домашние.
Первый шлюз поднял нас на 1 м, а второй - на 2 м.
40 минут по живописному каналу...
...и мы - на Сиверском озере.
Осмотр Кирилло-Белозерского монастыря откладываем на завтра.
Сегодня - осмотр достопримечательностей кирилловской бани (продажа билетов до 21 часа).
После бани переходим на западный берег озера и заправляемся великолепной водой из источника.
На ночлег становимся на якорь посреди озера напротив монастыря.
5 июня
После утреннего чая подошли к пристани правее монастыря и отправились на экскурсию.
Город Кириллов не чужд инноваций.
Вход в монастырь со стороны озера.
Необъяснимое подобострастие дерева у входа в митрополичьи палаты.
Святые ворота.
Роспись свода Святых ворот.
Фрески с преподобными Зосимой и Савватием - привет Соловкам!
На монастырских стенах.
На шпиле - архангел Гавриил.
Автобусы с иностранными туристами идут к монастырю непрерывным потоком.
Реклама керамической мастерской.
После экскурсии и небольшого ремонта пускача мотора в 14.00 стартуем.
Наплавные мосты Северо-Двинской системы.
Северо-Двинский канал до 4-го шлюза:
4-й шлюз прошли вместе с буксиром "Северлес-19" с баржей (1500 кубометров леса).
Так с ним и прошли остальные два шлюза на сегодня.
Из радиопереговоров диспетчера с капитаном "Северлеса-19":
– 5-й шлюз "Северлесу". Вы-то там одни идете?
– Нет, за нами теплоход, яхта идет.
– Яхто-то большая?
– Нет, небольшая яхточка-то...
Прощаясь с "Северлесом", экипаж ощетинился.
Выходим в Кубенское озеро.
Обстановка - неоднозначная.
Моральный дух экипажа высок, как никогда, а что касается интеллектуальных способностей, то они с трудом поддаются описанию.
За ужином родили коллективную максиму: "Еда определяет бытие, а питие определяет сознание".
6 июня
Подъем в 7 часов. Погода отличная - солнце, попутный ветер.
До Спас-Каменного долетели за 4 с половиной часа. Средняя скорость - 11 км/ч.
Поскольку хозяйки острова Надежды Александровны Плигиной не было дома (уехала в Устье), после обеда устроили тщательный отдых.
Проспали на мягкой волне до 19 часов.
Адмирал не устает удивлять Валеру.
Вечером вернулась Надежда Александровна и устроила нам маленькую экскурсию.
Опалубка для сводов основного здания.
Могила Александра Николаевича Плигина, который начал восстанавливать монастырь в 90-х годах.
7 июня
Поднялись в 7.00 - Ольга позвонила Терентьеву и сообщила, что вторая смена экипажа уже в Устье.
Через полчаса стартовали.
Встреча у причала МЧС.
Ограда Воскресенского погоста с лабазами и торговыми рядами.
Провожаем Валеру и Димку на автостанцию - это другой конец поселка, минут 20 от причала.
Они уезжают сегодня домой.
Берем с собой (по просьбе Надежды Александровны) двух местных телевизионщиков и стартуем опять на Спас-Каменный.
Храм во имя святителя Афанасия Великого (на другом берегу р. Кубены).
Навигацкий заповедник на Кубене.
Устьинское телевидение за работой.
На Спас-Каменный тем временем пришли два коча (реконструкция поморских судов XVII века), стартовавших из Петрозаводска.
Капитан "Апостола Андрея" - Виктор Колесов - давний приятель Терентьева.
Вместе с кочами покидаем Спас-Каменный.
Все вместе проходим 7-й шлюз, последний на Северо-Двинской системе...
...и выходим в Сухону.
Прощаемся с Виктором.
Воссоединение семьи.
А Галя недоумевает, почему ей предлагают суп с капустой, а не борщ.
Перед отбоем Терентьев провел плебисцит: оставить ли Вовочку спать в очках, или снять их.
8 июня
В 9.00 - старт моего последнего дня в походе.
Вовочка, похоже, этим расстроен.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Но Галя сумела его развеселить.
Пришли в город Сокол.
Под ж/д мостом через Сухону мы не проходим по высоте.
Несмотря на всю Галочкину масштабность...
...откренить с ее помощью яхту не удалось.
Мачту пришлось завалить.
Сразу за мостами я и Вовочка отправились в город, чтобы купитт бензин и продуктов.
Памятник советской национальной идее.
После прощального обеда я покинул "Искатель".
ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ ФОТОГРАФИЙ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ПОХОДА можно носмотреть ЗДЕСЬ