Call for Papers
«Иррациональное в русской истории»
Германский исторический институт в Москве
14–16 апреля 2011 года
Трехдневная конференция будет посвящена неоднозначным и меняющимся определениям иррационального в русской истории и культуре. В эпоху Просвещения в Европе и в России иррациональное стало восприниматься мыслителями, государственными властями, медиками как противоположность всего, что считалось позитивным: оно отрицало логику, порядок, симметрию. Эта негативная оценка иррациональных состояний рассудка не была, однако, универсальной. Церковь продолжала рассматривать некоторые душевные состояния, обращенные за пределы рационального сознания, например, видения, как откровения божественной истины. Теологические тексты последовательно описывали тех, кто в глазах врачей был «пациентом», как «блаженных». Настоящий вызов просвещенной оценке иррационального был брошен на рубеже ХХ века с развитием нового понимания личности. Художники, философы, мистики поставили под сомнение существование просвещенного, рационального индивидуума, апеллируя к многослойности человеческой личности. Потаенная сфера бессознательного отличалась немалой притягательностью, и писатели, доктора и оккультисты эпохи fin-de-si?cle пытались неоднократно проникнуть в эту покрытую мраком область, представлявшуюся хранилищем сил, ужасающих по своей мощи.
На конференции предполагается рассмотреть такие душевные состояния, как сумасшествие, видения, гипноз, транс и сны. В центре внимания будут находиться следующие вопросы, не исчерпывающие, однако, всего перечня проблем:
• Как рациональные научные дисциплины могут разумно с интеллектуальной точки зрения использовать иррациональный опыт?
• Какие способы существовали у различных групп – таких как религиозные мыслители, юристы, врачи, художники и т.д. – для определения иррациональных состояний? Что заставляло их со временем менять свои оценки?
• Каково, согласно этим представлениям, отношение индивидуального разума к внешнему миру?
• Как индивидуальный опыт иррационального связан с более широкими социальными и культурными концептами?
• Что раскрывается в отношениях между личным опытом и культурными моделями?
• Какую роль играли иррациональные состояния рассудка в процессе конструирования личной идентичности?
• Как иррациональность соотносится с личной свободой, какова ее связь с эмоциями?
Конференция будет организована в стандартном формате докладов с последующей дискуссией. Кроме того, в один из дней будет организована экскурсия в Музей истории Московской городской психиатрической больницы им. Н.А. Алексеева. Это посещение послужит наглядным введением в особенности организации пространства и архитектуры, служившие в прошлом для рассуждений об иррациональных душевных состояниях, а также позволит участникам провести время в беседах, которые не прерываются призывами организаторов к соблюдению регламента.
На конференции ожидаются выступления Николая Богомолова (Москва), Юлии Херцберг (Мюнхен), Сюзан Морриси (Лондон), Малте Рольфа (Ганновер), Ильи Виницкого (Пенсильвания).
Германский исторический институт окажет помощь в получении виз. Расходы на дорогу и проживание будут компенсированы.
Заявки с тезисами докладов от ученых всех возможных дисциплин, имеющих дело с иррациональным в русской истории, принимаются на русском и на английском языках. Тезисы не должны превышать 300–500 слов. Заявки (с приложением краткого CV) должны быть присланы организаторам конференции не позднее 15 сентября
Мы ждем Ваших заявок!
Юлия Маннхерц (julia.mannherz[at]history.ox.ac.uk)
Ингрид Ширле (Ingrid.Schierle[at]dhi-moskau.org)