Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас на заседание семинара Центра,
которое состоится во вторник 27- го апреля 2010 г. c 17 до 19 часов.
Александра Сергеевна Архипова
(кандидат филологических наук, Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Москва/Forschungsstelle Osteuropa, Бременский университет)
выступит с докладом :
«Как легенда стала человеком: история тайной жены Сталина, Розы Каганович (по материалам архивов и эмигрантских коллекций)»
Выступление будет комментировать
Ольга Владиславовна Белова
(доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН).
Рабочий язык – русский. Ниже краткое содержание доклада.
Мы приглашаем всех !
Элен Мэла Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук в Москве
Нахимовский пр., 51/21, ИНИОН (метро Профсоюзная)
(8-499-128-8166, 8-499-128-8801)
Роза Лазаревна (или Михайловна, или Моисеевна) Каганович, (188?) 191? – 1953, дочь (или сестра) Лазаря Моисеевича Кагановича, 1883-1991, (или его брата Михаила, 1888–1941), никогда не существовала в действительности, но в течение XX века приобрела насыщенную биографию благодаря эмигрантской периодической печати, советологическим исследованиям, антисемитским стереотипам и устным текстам фольклорного происхождения. Данное исследование пытается на конкретном примере показать, как возникает, казалось бы, «из ничего», легенда, «кирпичиками» для которой служат самые разнообразные – по типу (от письменных авторских до аморфных слухов) и по происхождению (от эмигрантских исследований до диссидентских сочинений) – тексты. Различные мотивы, группируясь вокруг этого «персонажа», создают к 40-м годам цельное мифологизированное повествование, которое репрезентирует для многих социальных групп (внутри и извне Советского Союза) «подлинное представление» о советской власти. Другими словами, миф о Розе Каганович работает потому, что уникальным образом создал гибкую объяснительную модель, которая легко порождает объяснение «а почему так плохо живется?». И наконец, настойчивая необходимость верифицировать Розу Каганович повлекла за собой серию фальсификаций (первая – в 50-е годы, последняя – в 90-е).