Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас на доклад австрийского коллеги, Клауса Хёдля (доктор филологических наук, Центр еврейских исследований университета в Граце), который состоится в среду 28-го апреля 2010 г. в 17 часов, на тему:
"Каков вклад евреев в народную культуру Вены рубежа 19-20 столетий?"
ВНИМАНИЕ: рабочий язык – АНГЛИЙСКИЙ.
См. ниже краткое содержание доклада.
Ждем вас!
Элен Мэла
Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук в Москве
Нахимовский пр., 51/21, ИНИОН (метро Профсоюзная)
(8-499-128-8166, 8-499-128-8801)
--------
Каков «вклад» евреев в народную культуру Вены рубежа 19-20 столетий?
О венских евреях рубежа 19-20 столетий написано немало книг. Однако почти все они посвящены вкладу евреев в науку и «высокую» культуру. Особое внимание исследователей к таким фигурам, как Зигмунд Фрейд, Густав Малер, Артур Шницлер, Арнольд Шёнберг, породило представление о том, что еврейский вклад затронул исключительно интеллектуальное пространство культуры и не оказал никакого влияния на народную или массовую культуру.
Отсюда – распространенное мнение о том, что евреи не социализировались и не вступали в тесный контакт с остальным населением империи, оставаясь чужаками, другими, и что такое положение вещей способствовало росту антисемитизма, имевшему место в конце 19 – начале 20 вв.
Однако более пристальный взгляд на рождение массовой культуры в Австрии позволяет заключить, что евреи играли весьма заметную роль среди ее организаторов, производителей и потребителей. Так, например, они построили и держали крупнейший и самый известный в Вене парк развлечений (Venedig in Wien), устраивали выставки, где демонстрировались туземцы (Voelkerschauen), содержали мюзик-холлы, театры, исполняли так называемые народные песни и т.п. А в некоторых областях они даже были на переднем плане разнообразных новаций. С учетом вышесказанного очевидно, что в процессе развития массовой культуры евреи тесно взаимодействовали с неевреями: они не только не отсутствовали в данной культурной среде, но, напротив, вносили существенный вклад в ее формирование.
Такой взгляд на место евреев в народной культуре ставит под вопрос господствующее представление о природе антисемитизма. Становится понятным, что обособленность евреев от нееврейского населения не являлась главной причиной враждебности к ним. Но как тогда можно объяснить рост антисемитских настроений?
В своем докладе я более подробно остановлюсь на роли евреев именно в австрийской народной культуре и, соответственно, предложу новый подход к пониманию феномена антисемитизма в Вене и Австрии.