Приглашаем Вас на заседание семинара Центра,
которое состоится в среду 24-го февраля 2010 г. c 17 до 19 часов.
Светлана ЛУЧИЦКАЯ,
зав. Центром культурной и исторической антропологии ИВИ РАН, д.и.н. Институт всеобщей истории РАН,
выступит на тему:
"Сарацины в средневековом воображении (по миниатюрам иллюминированных рукописей хроники крестовых походов)"
Выступление будут комментировать
Александр ЧЕРНЫХ (кандидат исторических наук, заведующий Центром гербоведческих и генеалогических исследований Института всеобщей историяи РАН),
Татьяна ТАРОДУБ (доктор исскустведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории истории изобразительного искусства Российской академии художеств)
и Ольга ЭТИНГОФ (доктор искусстведения, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, доцент кафедры византийской и новогреческой филологии МГУ и кафедры всеобщей истории искусств РГГУ).
Рабочий язык – русский .
Мы приглашаем всех !
Элен Мэла Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук в Москве
Нахимовский пр., 51/21, ИНИОН (метро Профсоюзная)
(8-499-128-8166, 8-499-128-8801)
Краткое содержание доклада:
В основе доклада, посвященного визуальному аспекту образа ислама, — миниатюры иллюминированных рукописей исторических сочинений, повествующих о крестовых походах. Речь пойдет о рукописях таких произведений, как «Роман Годфруа» (“Roman de Godefroy»), «История Ираклия» (“Estoire d’Eracles”), «Книга завоевания» (“Livre dou Conquest”) и др.
Миниатюры рассматриваются как источник по истории средневековых представлений об исламе. В докладе будет проанализирована система условных визуальных знаков, которая служила миниатюристам для обозначения принадлежности к другой вере. Как будет показано на примере анализа геральдических эмблем сарацин, таким визуальным знаком для средневековых миниатюристов был прежде всего цвет. Иконографические приемы, с помощью которых художники изображали иноверцев, касались также пространственных пропорций и размеров, жестов, физических черт врагов Христа и т.д.
Детальный анализ визуальных знаков «инаковости» позволяет приблизиться к синтезу и говорить о существовании некой единой системы изображения иноверцев и специфического языка условных знаков, расшифровка которого позволит проникнуть в мир воображаемого средневековых людей.