airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home Революция-100 Объявления ДЕМОКРАТИЯ И ПРАВОСУДИЕ В ОБЩЕСТВАХ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

ДЕМОКРАТИЯ И ПРАВОСУДИЕ В ОБЩЕСТВАХ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ДЕМОКРАТИЯ И ПРАВОСУДИЕ В ОБЩЕСТВАХ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

МОСКВА

1 марта 2010 года, Российский университет дружбы народов (РУДН)

2 марта 2010 года, Французский университетский колледж, МГУ им. М.В. Ломоносова

1. Российский университет дружбы народов (РУДН), Французский университетский колледж в Москве, Центр изучения современной философии логики университета Париж VIII, Венсен-Сен-Дени (LLCP), Центр гуманитарных наук в Париже, Центр изучения социальных практик и политических исследований Университета Париж VII Дени-Дидро (CSPRP), Центр по исследованию образования, коммуникации, обучения, этики и знания RECIFES Университета Артуа

Comit? d'organisation : Guillaume Garetta, Pyotr Grechko, Anne Le Hu?rou, Georges Navet.

 

Преобладающая часть теорий демократии и правосудия рассматривает идеальную ситуацию, характеризующуюся миром в обществе и стабильностью общественных институтов, как уже созданных, так и тех, которые требуется создать. Ряд теорий объясняет развитие демократии и ее внутренние противоречия, однако чаще всего не учитывает результатов последних исследований, посвященных особенностям ситуации переходного периода. Применительно к правосудию речь идет, с одной стороны, о переходе от авторитарного политического режима к демократии (как в Бразилии, Аргентине, Боливии, Чили, Южной Африке или бывших коммунистических странах Европы), с другой стороны, о переходе от вооруженного конфликта к воссозданию демократического государства (например, в Европе после Второй мировой войны, в бывшей Югославии или в Руанде). В обоих случаях правосудие переходного периода предполагает восстановление порядка, примирение, восстановление справедливости в отношении преступлений прошлого, переустройство общества.

 

Конференция ставит перед собой две задачи. С одной стороны, необходимо сопоставить существующие теории правосудия и демократии и поставить вопрос об их переосмыслении. Применимы ли эти теории к столь сложным ситуациям, как установление мира - независимо от того, идет ли речь о завершении международного, межнационального или внутреннего конфликта (в том числе сопровождающегося массовыми преступлениями) или о крахе авторитарного режима. Выдержат ли испытание историческими обстоятельствами теории демократии, которая со времен Макиавелли и поныне осмысляются философами как противостояние? Как связать их с существующими исследованиями правосудия переходного периода? Приобретают ли теории демократической дискуссии и демократического спора новую актуальность в связи с необходимостью восстановления политических институтов? Насколько совместимы процессы примирения и мирного восстановления с теоретической концепцией демократии-спора? С другой стороны, следует проанализировать, насколько данные теоретические подходы позволяют осмыслить ситуацию в современной России. Как в современной России реализуется демократия-спор, восприятие политики как несогласия, как анализируется развитие оппозиции? Каково место динамики конфликта в построении демократии в современной России?

 

Работа будет вестись в рамках трех секций. Работа первой секции будет посвящена различным теориям демократии и обновлению теорий правосудия под влиянием последних работ, посвященных вопросам правосудия переходного периода. Будет поставлен вопрос о том, как демократические теории выдерживают испытание кризисными ситуациями и крупными политическими конфликтами. Будет также рассмотрено соотношение процессов примирения и восстановления в рамках переходного периода с концепцией демократии как спора, противостояния, развивающегося конфликта.

 

Работа второй секции будет посвящена вопросам уголовного правосудия и его альтернативных форм, таких как Комиссии по установлению истины и примирению в ЮАР после отказа от политики апартеида, в Южной Америке (в Аргентине, Чили, Гватемале, Панаме, Перу, Сальвадоре), в Африке (в Марокко, Руанде, Либерии, Сьерра Леоне), в Южной Корее, на островах Фиджи и в Восточном Тиморе, а также применение традиционных форм реституционного правосудия (такие, как общинные суды “гачача” в Руанде). Способствуют ли уголовные судебные процессы и альтернативные формы правосудия примирению и общественному переустройству? Способствуют ли публичные дискуссии в рамках крупных судебных процессов становлению демократических институтов, или же задачи этих процессов ограничиваются лишь восстановлением уголовной юстиции как необходимой составляющей правового государства? Будет рассмотрен вопрос о восприятии нового правосудия преступниками, свидетелями и жертвами преступлений, а также о роли реституционного правосудия в обосновании амнистий. Вопросы правосудия, уголовной юстиции в правовом государстве, судебных процессов переходного периода, а также отсутствия таких процессов будут проанализированы на российском примере.

 

Работа третьей секции будет посвящена проблемам конструирования истории и формирования исторической памяти посредством судебных процессов, а также вопросам передачи исторической памяти с помощью системы образования. На российском примере будет изучено преподавание истории советской эпохи, а на примере Франции – преподавание истории колонизации и дискуссия о законах, выражающих отношение нации к ключевым событиям истории. Правосудие переходного периода выражает отношение общества к жестокостям прошлого. Будут сопоставлены способы осмысления этого прошлого на судебных процессах по пыткам, массовым преступлениям и преступлениям против человечества, в рамках альтернативных форм правосудия, а также в ситуациях, когда подобные процессы не состоялись. Школа также является инструментом унификации общества, поэтому необходимо проследить, какие уроки извлекаются из жестокостей исторического прошлого в рамках школьного образования.

PROGRAMME

 

LUNDI 1ER MARS.

 

9h45. Accueil des participants

10h. Ouverture

 

PENSER LA D?MOCRATIE ET LA JUSTICE.

 

10h15. Pyotr Grechko, philosophe, RUDN : Justice: In Search of Ultimate Foundations (Справедливость: поиск предельных оснований)

10h45. Charles Coutel, philosophie, Universit? d'Artois : Droit et D?mocratie : l'"esprit l?giste" chez Tocqueville

11h15. Antonia Birnbaum, philosophe, U. Paris 8 : D'une justice qui ne rel?ve pas du droit

pause

12h. Andrey M. Orekhov, philosophe, RUDN : Paradoxes of Justice in the Conditions of Democracy (Парадоксы справедливости в условиях демократии)

12h30. Etienne Tassin, philosophe, U. Paris 7 : Oreste et les d?mocrates : l’impossible justice et la cit? divis?e

13h00-13h30. Discussion

 

13h30-14h30 d?jeuner

 

14h45. Madina V. Tlostanova, philosophe, RUDN : What Do Transit Societies "Transit" to, or A Few Non-Western "Remedies" Against the Rhetoric of Modernity (К чему «переходят» переходные общества, или Некоторые незападные «лекарства» от риторики модерности)

15h15. Yuriy M. Pochta, philosophie, RUDN : Democracy and Civil Society: A Transitional Approach (Демократия и гражданское общество в «переходном» обществе)

15h45. Olga V. Chistyakova, philosophe, RUDN : Interethnic Relations in the “Nationalizing” State (Межэтнические отношения в «национализирующемся» государстве)

16h15. Judith Barna, anglais, U. d'Artois : Enjeux du plurilinguisme et politique ?ducative des langues

16h45-17h30. Discussion

Diner

 

MARDI 2 MARS

 

JUSTICE P?NALE, JUSTICE R?PARATRICE ET AMNISTIES

 

10h00. Christian Nadeau, philosophe, U. de Montr?al : Justice transitionnelle et d?mocratisation

10h30. Dany Rondeau, philosophe, U. du Qu?bec : Justice r?paratrice et CVR : la cr?ation de lieux de parole

11h00. Fabrice Hourquebie, juriste, U. Bordeaux IV : Justice transitionnelle et justice institutionnelle en p?riode de reconstruction

11h 30 pause

11h45. David Restrepo, juriste, U. Libre de Bruxelles : Les politiques de transition en Am?rique Latine et le probl?me des amnisties

12h15. Micha?l Muller, juriste, CUF de Moscou : Le contentieux constitutionnel de la r?unification allemande

12h45. Sarah Hatry, juriste, U. Bordeaux IV : De la justice saisie par le politique: le cas de la Prokuratura de la F?d?ration de Russie

12h45-13h30 discussion

 

13h30-14h30 d?jeuner

 

CONSTRUCTION DU R?CIT HISTORIQUE ET ENSEIGNEMENT DU PASS? VIOLENT

 

14h45. Nikita Petrov, historien, Moscou

15h15. Nikita Sokolov, historien, Moscou

15h45. Irina Chtsherbakova, historienne, Moscou

pause

16h30. Galina Zvereva, culturologie, RGGU

17h. Julie Saada, philosophe, U. d'Artois : Enseigner le pass? violent. Le cas du colonialisme en France

17h30-18h00 discussion

18h-18h15 cl?ture du colloque.

 

 

 

 

 

Проект АИРО-XXI «Победа-80»

logo Pobeda 80 240