Центр франко-российских исследований в Москве (51/21 Нахимовский пр-т, ИНИОН)
Франко-российский исследовательский семинар по социологии
В четверг 4 декабря 2014 г., 18.00-20.00
Лоран Кумель (Laurent Coumel), исследователь в Научном центре по российскому, кавказскому и центрально-европейскому мирам (Centre d'études des mondes russe, caucasien et centre-européen, CERCEC-CNRS/EHESS) и в Центре франко-российских исследований в Москве
представит свою книгу:
«Укрепить связь школы с жизнью»
Из истории реформ образования в советской России (1918-1964 гг.)
Придя к власти в конце 1917 г., большевики начали два проекта, направленные на коренное изменение российской школы. Первый заключался в политехнизации обучения или попытке сочетать интеллектуальные знания и технические (конкретные) навыки. Второй проект был направлен на пролетаризацию, или приоритет рабочих масс в доступе к высшему образованию, чтобы создать новую элиту, верную советскому режиму.
Но нерешительность 20-х годов, потом сталинизм и война сильно притушили эти две оси советской политики в области образования. Они всплыли после смерти тирана в 1953 году, когда дискуссии возобновились в публичной сфере. На пике своей власти, Никита Хрущев начал требовать «перестройки» школы и университета, правда, целью его было не только «демократизировать» образование благодаря позитивной дискриминации в пользу рабочих и крестьян, но и притушить студенческие волнения (возникшие после ХХ съезда и репрессий венгерского восстания в конце 1956 г.), а также решить проблему нехватки рабочей силы в некоторых отраслях экономики. Был принят Закон от 24 декабря 1958 г., который использует лозунг 1920-х годов: «Укрепить связь школы с жизнью». Он широко обсуждался, в том числе в правящих кругах, и претерпел значительные изменения по сравнению с первоначальным текстом. В частности, аппарат ЦК партии выступил средоточием процесса редактирования этого закона, который можно интерпретировать как доселе невиданная в советском мире форма коллективного обсуждения. Какова была роль в этой реформе ключевых игроков в области образования и исследований - администраторов, учителей, профессорского состава, ученых? Что мы можем узнать об их позиции, о балансе сил и о функционировании власти в СССР в пост-сталинский период? Какие выводы можно сделать из этих проблем "оттепели" о ее противоречиях? Какова роль идеологии (коммунистической утопии) и ее реконфигурации в этих дебатах?
Данная работа основана на диссертации, защищенной 26 марта 2010 в университете Париж-1 перед жюри в составе Мари-Пьер Рэ (научный руководитель), Мартин Меспуле (оппонент), Кристофа Шарля (председатель жюри), Ива Коэна и Николя Верта (оппонент). В оригинальный текст автор впоследствии внес ряд дополнений и изменений. Часть приложений (переведенные документы архивов, биографические и иконографические документы) будут доступны на веб-сайте Центра по изучению России, Кавказа и Центральной Европы в Париже: http://www.cercec.fr/.
Желающие могут получить заключение книги (на французском языке), обратившись в Центр ( Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. ).
Будем рады Вас видеть.