Центр и Мандельштамовское Общество
приглашают вас на заседание семинара,
которое состоится во ВТОРНИК 26 мая 2009
г. c 17 до 19 часов в малом конференц-зале
ИНИОНА.
Анн Фэвр Дюпэгр (доктор филологических
наук, доцент на филологическом
факультете в университете Пуатье)
представит свою книгу и выступит на
тему:
«Осип Мандельштам - поэт-музыкант: к вопросу о взаимоотношениях поэзии и музыки»
Выступление будут комментировать
Павел НЕРЛЕР (председатель
Мандельштамовского Общества) и Юрий
ФРЕЙДИН (заместитель председателя
Мандельштамовского Общества)
Рабочий язык - русский.
Мы приглашаем всех !
Элен Мэла
Франко-российский центр гуманитарных
и общественных наук в Москве
Нахимовский пр., 51/21, ИНИОН (метро
Профсоюзная)
(8-499-128-8166, 8-499-128-8801)
Тезисы доклада
В мае 2006 г. вышла во французском
издании моя книга о «поэтах-музыкантах
Сандраре, Мандельштаме и Пастернаке».
Этих поэтов объединяет то, что они в
своей жизни занимались музыкальной
практикой и всю жизнь потом остались
верными своей любви к музыке, которую
знали и переживали как бы «изнутри». В
книге, подводящей итоги 8-летнего
исследования, рассматриваются точки
соприкосновения поэтической и
музыкальной речей, которые
представлялось возможным различить и
проанализировать.
Представлю метод, разработанный мной
эмпирически для того, чтобы определять
в поэтических текстах места,
интересные с точки зрения их
музыкального значения. Он
основывается на интуитивном сочетании
обычного литературного чтения -
обращённого на восприятие слов и
образов в их словесной форме и
значении - с чисто музыкальным
чтением, способным воспринимать и
«слышать» словесный текст как если бы
это была инструментальная пьеса,
организованная по законам т.н.
«классической» музыки, которую знали и
любили эти поэты. Сочетание столь
различных по своей природе видов
чтения позволяет читателю-
исследователю занимать такое место,
которое я называю « посреднической
точкой слушания» (point d'?coute interm?diaire),
находясь на котором можно испытать
временами особую внутреннюю вибрацию,
которая означает те места читаемого
текста, где поэтическая речь
становится похожей на музыкальную и
заимствует из музыки её приёмы.
Остановлюсь в частности на том, что
разглядела - вернее, расслышала - в
стихах Осипа Мандельштама. Кроме его
стихов-воспоминаний 1920-х годов об
опере Глюка «Орфей» (см. о ней в
отдельной статье, переведённой на
русский язык для серии «Сохрани мою
речь»), я заинтересовалась той ролью,
которую в некоторых стихотворениях
Мандельштама играет музыка Шуберта.
Для приобретения мандельштамовским
стихом характерных черт шубертовской
музыки первостепенное значение имеет
ритм. Шуберт в музыке, как и Гёте в
поэзии, привлекал русского поэта тем,
что в его творчестве воплощался дух
немецкого и европейского Просвещения.
Духовная близость с музыкантом
выражалась у Мандельштама в
характерных ритмических приёмах,
особенно в применении дактилических
размеров там, где поэзия родилась под
впечатлением, вызванным
непосредственно прослушиванием
музыки Шуберта или простым
воспоминанием о какой-нибудь
шубертовской пьесе. Можно, между
прочим, уловить присутствие ритма
знаменитого «Хорала Смерти» из песни
«Девушка и Смерть» - прообраза 2-ой
части одноимённого струнного квартета
- в московских стихах равно, как и в
стихах, посвящённых памяти Ольги
Ваксель.
Ключ к пониманию места музыкальных
феноменов в самом процессе
формирования поэтической речи и
поэтических форм в мандельштамовском
творчестве можно найти в «Разговоре о
Данте». Там «музыкой» называется то,
что предшествует в творческом
процессе словесному или нотному
выражению и является началом, из
которого могло бы теоретически
истекать как стихотворение, так и
чисто музыкальное произведение. В
поэтическом творчестве «поэта-
музыканта» Мандельштама эта
изначальная «Музыка» выявляется тем,
что в стихотворениях совершается как
бы химический процесс трансмутации
составных частей словесной речи -
процесс, в котором можно узнать
действие постоянного внутреннего
движения, которому подвергаются в
поэзии слова и образы наподобие тому,
что происходит со звуками в музыке.
«Музыка» для Мандельштама не является
простым звуковым украшением стиха и не
ограничивается так называемой
«музыкальностью» поэтической речи.
Она представляет собой существенное
условие появления и воплощения поэзии,
поскольку существует как химическая
среда, в которой совершается
превращение обыкновенных слов и
пошлых образов в поэтическую материю.
«Музыка» в данном смысле - поле
физических и химических сил, без
которого не могла бы существовать
поэзия Мандельштама.