Стилистические разногласия писателя с властью.
Случай Шолохова
Кратко суть выступления можно свести к следующему:
опубликование в последнее время рукописей Шолохова стало
настоящей катастрофой для «шолоховедения» и нанесло ему
непоправимый удар. Выявленные автором буквально сотни
случаев всесторонней безграмотности Шолохова, десятки
примеров «просачивания в рукописный шолоховский текст
«старой», дореволюционной орфографии, включая
собственноручное написание Шолоховым ятей, «i» и проч., а
также десятки случаев полного непонимания Шолоховым
контекста, в котором используются те или иные слова и
обороты свидетельствуют:
1. о том, что данная рукопись не является черновиком, а была
сфабрикована наспех специально для писательской комиссии,
которая рассматривала в 1929 году обвинения Шолохова в
плагиате;
2. Шолохов не был автором романа, а использовал чужую
рукопись, предположительно Федора Крюкова, в качестве основы
своего произведения;
3. вопрос о плагиате Шолохова в отношении романа «Тихий Дон»
после издания рукописей можно считать доказанным;
4. в перспективе возникает необходимость поднять вопрос
перед Нобелевским комитетом о лишении Шолохова звания
лауреата.
При дальнейшем обсуждении доклада был задан вопрос о
юридической правомочности лишения Шолохова авторского права
на роман. Выступивший далее в обсуждении Андрей Макаров,
генеральный директор НИЦ «АИРО-XXI», отметил, во-первых, что
под текстом «Тихого Дона» в его сегодняшнем виде никогда, к
примеру, не поставил бы свое имя Федор Крюков. Шолоховский
«Тихий Дон» - сложный продукт «коллективного» творчества,
прошедший несколько стадий искажений, переработки и
дописывания. Но прежде, чем ставить вопрос о возможном
настоящем авторе казачьей эпопеи, необходимо осуществить
достаточно полное издание произведений Федора Крюкова,
творчество которого в советское время оказалось фактически
под полным запретом. Помимо этого требуется спокойное и
академическое изучение сложной проблемы возможного
шолоховского плагиата, не опускаясь до групповых и клановых
«разборок». Было также отмечено, что исследования авторских
стилевых характеристик, проводимые в настоящее время на
Филологическом факультете МГУ, показали наличие нескольких
различных авторских стилей как в тексте самого «Тихого
Дона», так и в других шолоховских произведениях. В
заключение генеральным директором «АИРО-XXI» была выражена
благодарность Андрею Чернову за выполненную большую и
продуктивную работу и от имени Ассоциации исследователей
Российского общества была вручена книга «Булавинский бунт» -
издание неизвестной ранней рукописи Ф.Д. Крюкова,
осуществленное нашим издательством в 2004 г.
Мария Васильевна Розанова, Екатерина Юрьевна Гениева,
Андрей Юрьевич Чернов
Обсуждение доклада А.Чернова
Один из исследователей шолоховской темы – Зеев
Бар-Селла