В
углу
Три небольших произведения разных жанров оказались
собранными вместе в этой книге: коротенькая повесть, очерк, личные
воспоминания. Три автора – Петр Николаевич Краснов, Федор Дмитриевич
Крюков и Иван Александрович Родионов. Имена этих писателей, почти никому в
советское время неизвестные, пользовались в дореволюционной России
признанием. Литературная судьба каждого из них была индивидуальной,
непохожей на другие. Что же могло соединить их на этих страницах?
Писатели – литературным творчеством далекие друг от
друга, происхождением и своей жизнью – принадлежавшие к разным социальным
слоям русского народа, мировоззрением – стоявшим на разных полюсах
русского общества, от монархических убеждений П. Н. Краснова до
народнических – Ф. Д. Крюкова. И все-таки общее было – органическая связь
с родной землей, с Россией, которую все они любили, ценили превыше всего
на свете и без которой не представляли себе жизни. Все трое происхождением
глубоко связаны с казачеством. Хорошо образованные, с широким и
разносторонним взглядом на жизнь, они проявили себя замечательными
писателями. И наконец, глубоко укорененные в русской жизни, они с большой
тревогой и душевной болью наблюдали нараставший в ней внутренний разлад.
Общей и в чем-то не случайной оказалась и их
последующая судьба: безвестная могила Крюкова на Кубани, забытая и почти
затерявшаяся – Родионова в эмигрантском Берлине и страшный конец
жизненного пути на Лубянке – у Краснова. Их слабые, но в то же время
сильные голоса, воспевавшие Россию, болевшие ее бедами и неурядицами,
ушли, казалось, в небытие навсегда… по крайней мере на долгие десятилетия.
Петр Николаевич Краснов происходил из старинной
казачьей генеральской семьи, имевшей давнюю и славную историю служения
России на военном поприще. Разносторонне талантливый он проявлял блестящие
способности в любой сфере деятельности, в которой оказывался – в военной,
литературной, государственной. Военная карьера закончилась в годы Мировой
войны заслуженной славой одного из лучших кавалерийских командиров русской
армии. Многочисленные романы и очерки еще до революции составили громкую
литературную известность в России, а начиная с двадцатых годов, в
эмиграции, неутомимая писательская деятельность поставила его в ряд самых
известных и читаемых современных русских писателей в мире. Наконец,
непродолжительный опыт успешного преодоления революционной анархии и
разрухи, попытка восстановления государственной и общественной жизни на
Дону в 1918 году, где П. Н. Краснов был избран Донским атаманом, наверное
не имела себе аналога в условиях бушевавшей тогда гражданской войны.
Федор Дмитриевич Крюков, происходивший из простых
казаков с верхнего Дона, один из немногих русских писателей начала ХХ
века, имевший высшее историко-филологическое образование, посвятил себя
служению родному краю своим литературным талантом. “Никем в русской
литературе, – писал в 1918 г. редактор журнала “Донская волна”, Н. Казмин,
– не достигнута та безыскусность и натуральность говора простонародья,
какую мы наблюдаем [у него]… Открылся перед читателем новый, до того почти
неизвестный ему уголок жизни: уклад быта казачьего, так непохожий на уклад
мужицкой Руси”. Член первой Государственной Думы, неизменный помощник
В. Г. Короленко, сотрудник, а позднее и один из редакторов “Русского
Богатства”, Ф. Д. Крюков первым познакомил массового русского читателя с
колоритом донской жизни, показал ему душу простого казака. Оказавшись в
самой гуще событий на Дону, он стал в 1918–1919 гг. секретарем Войскового
Круга, редактором газеты. И разделил общую с казачеством судьбу – пройдя
через все перепитии борьбы, скончался от тифа в общем потоке отступления
на Кубани зимой 1920 года.
Иван Александрович Родионов также происходил из
донских казаков. Он рано оставил офицерскую службу и вышел в отставку.
Решающее влияние на него оказали события первой русской революции. Будучи
тесно связан службой (земским начальником в г. Боровичах) с низовой
народной жизнью, он ясно увидел приближающуюся пропасть полного крушения
российской жизни и посвятил свои силы попыткам предотвратить его. “Мои
многолетние напряженные наблюдения над народной и общественной жизнью
России привели меня к безотрадным выводам. – писал Родионов в 1912 году. –
Я думаю, что наша великая родина больна, больна несомненно смертельно,
если не поспешить с энергичным лечением…” Вышедшая в 1909 г. в свет
повесть “Наше преступление” доставила Родионову общероссийскую
известность.
Война 1914 г. снова привела его в ряды армии, в
1917 г. он сближается с генералом Корниловым, проводит с ним вместе
тюремные месяцы осенью 1917-го, участвует в создании Добровольческой
армии, в ее рядах делает знаменитый Ледяной поход на Кубань в феврале –
апреле 1918. В 1920 году вместе с семьей эмигрирует из России, умирает в
Берлине в 1940 г.
Три небольших произведения, предлагаемые нами
читателю, привлекают прежде всего непосредственностью впечатлений, под
воздействием которых они были написаны. Три автора, и Краснов, и Крюков, и
Родионов, “не приняли” событий 1917 года, не искали и не пытались искать
себе место среди новых распорядителей российской жизни: из стана ли
“временных” из Временного правительства, либо же их радикальных
соперников-конкурентов из большевистского стана. Причиной тому было ясное
понимание гибельности для России начавшегося “революционного” процесса. А
крушение, гибель сложившегося веками российского уклада жизни в то же
время была для них и их личной гибелью, поскольку жить без России, жить не
для России для них было немыслимо.
П. Н. Краснов написал свою повесть “Степь” в феврале
1918 г., когда скрывался от красногвардейских облав в глухих углах Донской
области. Ф. Д. Крюков писал очерк “В углу” примерно в это же время
(декабрь–февраль). И. А. Родионов опубликовал отрывок своих воспоминаний
“Тамба” в эмиграции в 1926 г. на основании сохранившихся фрагментов своего
дневника. Вспомним, чем были первые месяцы 1918 года для русских людей:
полный военный разгром некогда грозной державы и ее распад, с одной
стороны, а с другой, растущая волна ненависти и кровавый террор, делающие
жизнь почти невозможной, непереносимой.
Отметим еще, что гражданская война не успела еще
развернутся во весь свой размах, сформировать своих верных адептов,
последователей и антагонистов. Потоки крови и бесчисленные страдания – все
это будет впереди, а пока есть лишь щемящее ощущение неслыханной
катастрофы, полного крушения привычного и любимого порядка жизни. И еще…
талант писателя, который неотступно фиксирует окружающую жизнь, даже в
самые невероятные минуты, такой какая она есть. А также – любовь,
сердечная, неизменная, к той родной земле, на которой каждый из них был
рожден, вырос, и на которой мечтал когда-нибудь умереть.
Три небольших произведения: повесть, очерк,
воспоминания. Но все они в сущности об одном. Глазами трех русских
писателей мы получаем возможность увидеть самые первые шаги того
внутреннего раздора, той междоусобной смуты, которые, набрав скорость и
инерцию, уничтожили империю, которые и сегодня, спустя восемь десятилетий,
во многом определяют современную жизнь. Увидеть и задуматься о многом,
плохом и хорошем, доставшемся нам от нашего прошлого. И, конечно, помянуть
мысленно всех тех русских людей, которые, несмотря на все превратности
нашей истории, оставались – и остались – верными лучшим заветам и
традициям России.
А. Макаров
С. Макарова