airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home АИРО-XXI Новости КРУГЛЫЙ СТОЛ В МГУ

КРУГЛЫЙ СТОЛ В МГУ

logo 100 cccp
16 декабря
– в рамках проекта «СССР-100» состоялся Круглый стол «СССР-100: итоги международного мониторинга 2022 г.», организованный совместно Московской школой экономики МГУ им. М.В. Ломоносова и Ассоциацией исследователей российского общества (АИРО-XXI).

  

Со вступительными словами к собравшимся обратились:
Е.И. Щербакова (МШЭ МГУ)
Г.А. Бордюгов (АИРО-XXI)

01
Екатерина Щербакова подчеркнула значение проекта, его предварительных итогов и представила участников обсуждения и поля их исследований.

02
Геннадий Бордюгов обратил внимание на Заявление, которое было сделано в начале декабря: «В Кремле считают образование СССР важной частью истории России, но праздновать столетие этого события не будут»? В этой позиции заключена квинтэссенция идеологического фундамента нынешней политической системы. С одной стороны, нельзя не заметить позитива, который связывается с советским опытом. Он не клеймится, не затаптывается, не предается анафеме. Ему воздается должное – как важной части единой истории. Но с другой стороны, стоит ли праздновать юбилей возникновения модели, последствия дефектов которой приходится кровью и потом преодолевать на протяжении всей тридцатилетней постсоветской истории? Отсюда и установка: отмечать, но не праздновать. К тому же у России на протяжении последних десяти лет складывается контрпроект СССР – свое пространство памяти о формировании российской государственности с символической датой рождения гражданской нации 4 ноября. В этом новом пространстве и переплавляется память об СССР.

Сделав обзор изменения смыслов юбилеев, начиная с первого десятилетия в 1932 году, оратор подробно остановился на приближающемся 100-летии СССР, когда бывшее советское пространство сотрясают бои на Украине, военные действия в Нагорном Карабахе, пограничные столкновения в Средней Азии. Всё это – результат исходных принципов создания СССР, которые были законсервированы и не изменялись в соответствии с вызовами времени, или последствия распада СССР? Получается парадокс: события 2014–2022 годов были предопределены одновременно и существовавшей моделью союзной государственности, и ее распадом. Но этот парадокс лишь видимый. На самом деле модель СССР, возникшая в 1922 году, на протяжении всего своего существования была амбивалентной – и фатально дефектной, и содержавшей в себе колоссальный созидательный потенциал. Все зависело от того, как власть управлялась с этой моделью. К сожалению, бездумностей и легкомысленных шагов оказалось неизмеримо больше, нежели взвешенных и грамотных решений. Отсюда и результаты – 1991 год, а потом, тридцать лет спустя, и 2022 год. В очередной раз в непродолжительной истории России в качестве нового государства приходится исправлять сделанное режимами, правопреемницей которых она является.

03
Борис Соколов (ПЭН-центр) сделал обзор реакции на юбилей в странах СНГ и Балтии. Он отметил, что для этих стран, за исключением Беларуси, 30 декабря 1922 года никакого значения в плане исторической памяти не имеет. Ни одно из этих государств в этот день не вступило в состав Советского Союза. Грузия, Армения и Азербайджан были приняты в состав СССР в рамках достаточно искусственного и эфемерного образования – Закавказской Федерации (Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики), которая была образована в марте 1922 года по команде из Москвы, чтобы обеспечить вступление Закавказья в состав Союза. Современные государства Южного Кавказа возводят свою родословную к существовавшим в 1918-1921 годах Грузии, Армении и Азербайджану, к которым есть отсылки в декларациях независимости. Точно так же для нынешних государств Центральной Азии дата образования СССР не является значимой частью исторической памяти, поскольку ни одного из них не существовало к моменту подписания Союзного государства. Весьма показательно, что в официальном списке памятных дат Казахстана на 2022 год 100-летие со дня образования СССР отсутствует, зато присутствует 30-летие создания госсимволов Казахстана и 30-летие вступления Казахстана в ООН, а также юбилеи ряда уроженцев Казахстана, в том числе советского периода (125-летие писателя Мухтара Ауэзова, 100-летие Героя Советского Союза летчика Талгата Бегельдинова, 100-летие Героя Советского Союза пулеметчицы Маншук Маметовой, 110-летие бывшего главы компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева, 120-летие писателя Габита Мусрепова, и др.) Точно так же юбилея СССР нет в перечне официальных юбилеев в Киргизии. Единственным заметным мероприятием в регионе Центральной Азии является совместный проект Росискусства с Государственным музеем искусств имени И.В. Савицкого в Нукусе — выставка «Советский Узбекистан. К 100-летию образования СССР». Остальные мероприятия – вроде презентации в городе Ош (Киргизия) на встрече местных и петербургских писателей 6 ноября изданного в Петербурге к 100-летию СССР сборника произведений русскоязычных писателей из бывших союзных республик «Наш адрес – Советский Союз», куда вошло произведение киргизского писателя Бахтияра Койчуева «Гроза». Презентация аналогичного сборника "Современная литература стран СНГ", изданного в Москве, прошла 14 декабря в Ташкенте в рамках XV форума творческой и научной интеллигенции стран без какого-либо упоминания юбилея СССР.

04
Дмитрий Люкшин (Казанский федеральный университет) отметил, что политика юбилеев, составляющая важный элемент формирования национальной идентичности в России, в конечном итоге преломляется в поле академических исследований, границы которых так или иначе испытывают давление эманаций административной воли, грантовых раздач и конъюнктуры. В этом смысле обзор актуальных исследовательских тем может служить основанием экспертизы места того или иного события в пространстве исторической памяти. Уходящий год не обделён датами с нолями и пятёрками на конце, среди которых своей весомой основательностью выделяется столетие основания Советского Союза – государства, правопреемство за которым всерьёз презентируется в качестве основания легитимности государства российского. Однако интенсивность продвижения бренда СССР-100 в социокультурном поле далеко отстаёт от позиционирования Дня Победы. В границах академического этоса юбилей с полным основанием воспринимается как вызов, традиционным ответом на который стали конференции, публикации, исследовательские проекты. Как заметил ещё в прошлом веке Эрнст Трёльч: кризиса в исследовательских мероприятиях не бывает, возможен лишь кризис интерпретаций. Обращает на себя внимание заметная неохота, – в отдельных своих проявлениях смахивающая на саботаж, – с которой авторы принимаются за составление монографии или программы научного мероприятия, где привычная форма зачастую скрывает отсутствие содержания. Сходная проблема возникла в прошлом году, на форумах, приуроченных к тридцатилетию распада СССР, хотя тогда сообщество демонстрировало бурное желание обсуждать проблему. Настолько интенсивное, что окончание советской истории заняло важное место в тематике юбилейных собраний этого года. Сейчас очевидно, что юбилей образования СССР оттеснён в зону исследовательской периферии проблематикой его распада и 350-летием Петра I, выступившего в этом году фронтменом властной идентичности и академической рефлексии.

05
Ольга Голечкова и Ольга Чагадаева (НИЯУ МИФИ) обратили внимание на то, что уже конец прошлого года ознаменовался 30-летием распада СССР, что сопровождалось огромным количеством телепередач, ток-шоу и документальных фильмов на федеральных каналах. Лейтмотив подавляющего большинства: распад СССР – не обусловленная объективными факторами рукотворная геополитическая катастрофа, крах экономики, идеологии, человеческих судеб. Великую страну развалили в лучшем случае бесхребетные политики, в худшем - преступники. Беловежские соглашения преподнесены исключительно в черном цвете.

В области культуры и масс-медиа столетний юбилей СССР прошел практически незамеченным. Отсутствие живого интереса к теме отчасти объясняется тем, что 2022 год так и не был объявлен годом 100-летия СССР, как того требовали депутаты КПРФ, не говоря уже о драматических событиях на Украине, перевернувших повестку всех мероприятий. Отечественная киноиндустрия на событие отреагировала слабо. Новых лент, которые отсылали бы зрителя к 70-летнему периоду истории, ставшему в последние годы объектом ностальгии, зритель не увидел. В какой-то степени исключением может служить пущенный в производство сериал под банальным названием «СССР» о жизни молодежи периода брежневского застоя, сегодня почитающегося многими как золотое время стабильности. Подогреть ностальгию соотечественников призваны были и два кинофестиваля, посвященные столетию СССР: «Совкино: союз нерушимый», демонстрировавший шедевры союзных республик в Санкт-Петербурге, и столичный кинофорум «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве», организованный киносетью «Москино» с мая по декабрь.
В радиоэфире за ностальгию по СССР отвечали Марат Сафаров и Гия Саралидзе в апологетической передаче «Назад в СССР» на волне «Вести-фм». Ведущие прошлись по всем национальным республикам, вспомнили советский здоровый досуг, великий спорт, бесплатное образование, передовую науку, доступную медицину, искусство, кино, милицию и армию. Под тем же названием на телеканале ТВЦ продолжается документальный сериал, в котором известные люди вспоминают о советской молодости. Ему вторят многолетние проекты - ток-шоу «Рожденный в СССР» на канале с говорящим названием «Ностальгия» и программа «Знак качества» на «Звезде». За год прошло несколько концертов, посвященных юбилею Советского союза, в основном под эгидой КПРФ. Пожалуй, самым неоднозначным событием стал планируемый концерт «Хит-парад СССР» в зале Церковных соборов храма Христа Спасителя 16 сентября 2022. По всему интернету была информация о программе концерта и о том что билеты проданы, но затем Фонд ХХС опубликовал опровержение, что такой концерт не проводился. «Ностальгическое, добродушное и веселое торжество» - спектакль «33 счастья» организовали в камерном Театре Таганрога – и это единственное театральное действо к 100-летию СССР в стране.
В целом в юбилейный год так же заметен тренд общественной ностальгии по СССР, который активно подогревают средства массовой информации, а власть пытается использовать для решения собственных задач.

06
Павел Нагорный (МШЭ МГУ) осветил проблему изменения топонимов на территории СССР по мере его формирования, присоединения новых территорий, а также изменения политического курса советской власти. С одной стороны, советская топонимическая политика была элементом культурно-идеологической революции, имевшей своей целью уход от дореволюционного прошлого и формирование культуры и ментальности нового советского человека, а с другой, эта политика -- самобытное и иногда автономное относительно политики явление.

07
Елизавета Попович (Казанский федеральный университет) рассмотрела «молодёжный» сегмент мониторинга, логика которого была предзадана традициями, сложившимися в ходе реализации АИРОвских проектов Победа-70, Победа-75 и Революция-100. Основной формой работы вновь стал проведенный среди студентов российских вузов (в том числе и Московского государственного университета) опрос. Использование в анкете проективной техники и полузакрытых вопросов позволяло вскрыть социокультурные тренды, оказывающие решающее влияние на поведение, в то время, как используемые в массовых опросах Гугл- и Яндекс-формы оставляют респондентам широкие возможности для лукавства. Недостатком же этой методики является необходимость активного вовлечения респондента в процесс опроса, поэтому высшие учебные заведения, едва ли не единственное место, где вообще можно проводить подобного вида анкетирование. Впрочем, до определенной степени это компенсируется тем обстоятельством, что нынешние студенты представляют собой своего рода лидеров поколения.

В рамках пилотажного исследования была сформулирована гипотеза о том, что Советский Союз не является культурной или цивилизационной доминантой для современной молодежи, они укоренены вне рамок советской традиции и идентифицируют себя в первую очередь с Российской Федерацией. В течение года было опрошено порядка трёх сотен студентов, причём в Казанском федеральном университете мы позволили себе провести повторное анкетирование осенью 2022 года, чтобы не упускать шанса выяснить каким образом сказалось на их мировосприятии проведение Специальной военной операции. В отношении векового юбилея образования СССР молодые люди демонстрируют присущий им прагматизм в сочетании с патриотизмом, причём полученные нами результаты отличаются от оценок ВЦИОМ, специалисты которого настаивают на космополитизме примерно трети россиян от 18 до 24 лет. Однако, нам представляется, что речь может идти скорее о недостатках исследовательской методики массовых опросов в ведомстве В.В. Фёдорова. К примеру, студенты МГУ, осознающие свой высокий столичный статус, отвечая на вопрос «Кто я?», демонстрировали явное предпочтение социальным ролям в сравнении с провинциалами. Однако там, где вызовы не были заметны, их суждения вполне укладывались в общероссийскую поколенческую матрицу, где цвет Советского Союза – красный, символом является серп и молот, а лицом – Сталин.

В обсуждении приняли участие:

08
Л.Б. Дзугаев (RT)

09
В.Н. Скачко (МИА «Россия сегодня»)

Д.А. Андреев (МГУ)
А.Е. Байгарина (МГЮА)

 

Проект АИРО-XXI «Победа-80»

logo Pobeda 80 240

tpp

Наши издания

Комната отдыха

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня429
mod_vvisit_counterВчера542
mod_vvisit_counterЗа неделю971
mod_vvisit_counterЗа месяц1467

Online: 15
IP: 18.97.14.84
,

Случайная новость

ФРАНЦУЗСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОЛЛЕДЖ -- учебный год 2012/2013
Уважаемые коллеги!
Предлагаем Вам подробную программу цикла лекций по международному праву который ежегодно проводится Французским Университетским Колледжем.
Он пройдет 15, 16 и 18 марта 2013 г. в МГУ им.М.В.Ломоносова.