airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home АИРО-XXI Новости «Вопросы истории» о книге «Торгово-промышленная палата Российской Федерации в 1991– 2020 гг.»

«Вопросы истории» о книге «Торгово-промышленная палата Российской Федерации в 1991– 2020 гг.»

voprosy istorii30 апреля – Негосударственный субъект государственной политики постсоветской России. 
Торгово-промышленная палата Российской Федерации в 1991– 2020 гг. (Под редакцией президента ТПП РФ С.Н. Катырина). – М.: ТПП РФ; ЦНИ «Актуальная история». 2021. 464 с. с илл.

Рецензируемая книга является четвертой и одновременно завершающей в серии, изданной Ассоциацией исследователей российского общества АИРО-XXI и посвященной современной российской и советской Торгово-промышленным палатам, а также структурам, которые были их предшественницами в более ранние периоды истории, в том числе во время Первой мировой войны 1. Благодаря этой серии выстраивается целостная картина истории государственночастного партнерства в нашей стране с начала XX до фактически завершения первой четверти XXI в., а также (в советское время) внешнеторговой деятельности, которой занимались эти организации. Поскольку рассматриваемое исследование охватывает период последних почти 30 лет — от дезинтеграции СССР до настоящего времени, — то история палаты этой эпохи тесно переплетена с историей самой государственности новой России. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что структура книги выстроена по хронологическому принципу, в соответствии с основными вехами в истории палаты, но эти же водоразделы являются одновременно и рубежными моментами в истории страны в целом.
Так, первая глава посвящена раннему периоду истории ТПП РФ — с переломного 1991 г. и до принятия новой Конституции в конце 1993 г. Оформление российской государственности затронуло в том числе и молодую, только набиравшую силу предпринимательскую деятельность. Еще при Советском Союзе, в 1990 г., был принят Устав Союза ТПП РСФСР. Эта организация — фактически вновь созданная — должна была оказывать помощь во внешнеторговых операциях, проводимых различными объединениями, находившимися на территории РСФСР, всесторонне развивать сотрудничество с зарубежными партнерами, заниматься «привлечением иностранных инвестиций, организацией лизинга, развитием деятельности зон свободного предпринимательства, предусмотренными действующим законодательством» (с. 14). На закате перестройки потребность в такого рода инициативах была очевидной. Если прежде Торговопромышленная палата СССР решала задачи, связанные с обеспечением собственно государственных интересов, в том числе внешнеполитических и внешнеэкономических, то теперь происходившие перемены вынуждали изменить саму сущность деятельности палаты. Окончательно ТПП России оформилась в самостоятельную структуру в 1991 г., и ее президентом был избран Станислав Алексеевич Смирнов, как подчеркивается в исследовании, «опиравшийся на личную поддержку Б.Н. Ельцина» (с. 15).
Изначально предполагалось, что структура ТПП будет во многом отражать системообразующие принципы государственности тогдашней Российской Федерации — принцип федерализма реализовывался в существенной автономности региональных палат от общероссийской палаты, декларировалась полная добровольность членства. Правда, поначал у отсутствовала ясность относительно того, что войдет в сферу компетенции новообразованной организации. Если в советское время ТПП представляла собой некий мост, соединявший плановую экономику СССР и рыночную экономику Запада (уже тогда существенно интегрированную), и поэтому была не просто важна, но даже необходима как для руководства страны, так и для советских спецслужб (неспроста в 1980-х гг. ее возглавлял генерал-лейтенант госбезопасности Е.П. Питовранов), то после распада Советского Союза палата оказалась в подвешенном состоянии — цели ее деятельности и смысл ее существования оставались неясными. Абстрактное «содействие развитию всех видов предпринимательства» (с. 17) никак не могло являться новой целью для Торговопромышленной палаты РФ, официально объявленной правопреемницей ТПП СССР. Новоизбранный глава палаты тем не менее называл палату- предшественницу «обыкновенным государственно-бюрократическим монстром» (с. 18) — вполне в духе того времени.
В первое время ТПП вообще существовала без какой-либо законодательной базы, пока, наконец, в 1993 г. не был подписан президентский указ «О Торгово-промышленной палате Российской Федерации» (а позже — и ФЗ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»). В то время усилия ТПП были сосредоточены на поддержке малого и среднего бизнеса — фактически нового сегмента российского общества, стремительно набиравшего силу и влиятельность. Остальные задачи палаты были сформулированы довольно аморфно и могли трактоваться по-разному в зависимости от конкретной ситуации.
Принятый закон, как подчеркивается в книге, обеспечил ТПП «лидерские позиции в сфере внешнеэкономических связей и... прекрасные условия для наращивания членской базы» (с. 24). Благодаря вновь приобретенному статусу палата смогла принимать участие и в законотворческой деятельности для регламентации и правового оформления предпринимательства. Также ТПП координировала работу региональных палат. При ней функционировал Международный коммерческий арбитражный суд, который «уверенно опережал такие известные во всем мире учреждения, как Арбитражный суд при Международной торговой палате в Париже, Лондонский суд международного арбитража и Суд при Стокгольмской торговой палате» (с. 44).
Много внимания ТПП уделяла организации выставок. Достигались договоренности, подключались зарубежные партнеры, заново налаживалось то, что было разрушено в перестройку. С появлением Интернета «началась работа над созданием Единой информационной системы, которая должна была замкнуть в целостное информационное пространство все региональные палаты, структурные звенья и членские организации палаты» (с. 50). Продолжалась издательская деятельность, развивались коммуникации ТПП с журналистами и СМИ. Так, в 1993 г. палатой совместно с Союзом журналистов России был организован Всероссийский конкурс журналистов «Экономическое возрождение России» (с. 56). Словом, Торгово-промышленная палата Российской Федерации смогла довольно быстро адаптироваться к новым условиям, возвратить себе свое прежнее значимое место в системе учреждений (правда, теперь она была в правовом отношении негосударственной структурой) и продолжить выполнение своих функций — и прежних, доставшихся ей в наследство от советской ТПП, и принципиально новых.
Во второй главе описывается развитие палаты в 1994—2001 гг.: с учреждения после конституционного референдума новой политической системы и до прихода на пост руководителя ТПП Е.М. Примакова. Одним из направлений деятельности палаты стала подготовка экспертных докладов о состоянии экономики страны. Такие доклады содержали «анализ основных направлений экономических реформ и наиболее крупных проблем развития российской экономики, дополненный более детальной проработкой ситуации в отдельных областях» (с. 59). На протяжении следующих лет многие предложения, сформулированные в этих докладах и касавшиеся острых вопросов развития российской экономики, были реализованы. В фокусе внимания Торгово-промышленной палаты оказывались такие проблемы, как кризис платежей, проблемы развития и безопасности малого и среднего бизнеса, различные вопросы промышленной и научно-технической повесток развития, положение дел в сфере производства сельхозпродукции, а также
другие проблемы. Большое внимание уделялось экономической жизни регионов. ТПП утверждала: «Для выхода из кризиса есть только один путь — опережающий прирост инвестиций, а он возможен лишь при наличии общенациональной программы инвестирования реального сектора экономики» (с. 64).
Дефолт 1998 г. стал закономерным результатом проводимой на протяжении 1990-х гг. экономической политики. Страна оказалась отброшенной в нестабильность первых постсоветских лет. В этой ситуации Торговопромышленная палата призвала государство вернуться в экономическую сферу для нормализации ситуации. Как отмечается в исследовании, «парадоксальность ситуации состояла в том, что организация, представляющая интересы предпринимательского сообщества и изначально ставившая перед собой задачу создания оптимальных условий для развития рыночной экономики», оказалась в обстановке дефолта среди «сторонников усиления государственного участия в экономической жизни» (с. 70—71). Иными словами, отвергая не оправдавшие себя рецепты рыночников-монетаристов и вместе с тем не допуская возврата к полному государственному регулированию и тем более к пересмотру итогов приватизации, ТПП оставалась одним из немногих оазисов здравого смысла, в котором трезво воспринималась действительность и вырабатывались рекомендации, способные в случае их реализации изменить жизнь к лучшему. То есть на закате XX в. ТПП последовательно придерживалась взвешенной центристской позиции, не впалая в крайности. В числе любопытных деталей стоит отметить разработку палатой этических принципов российского предпринимательства, среди которых был, например, такой: «Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли» (с. 97).
Десятилетие с 2001 по 2011 гг., в течение которого палатой руководил Е.М. Примаков, рассматривается в третьей главе. Политический тяжеловес, в недавнем прошлом — премьер, сумевший в течение нескольких месяцев 1998—1999 гг. вывести страну из глубокого кризиса, Е.М. Примаков, возглавив ТПП, сразу поднял ее статус и значение. По словам авторов работы, «можно с уверенностью утверждать, что ни одна другая кандидатура в той обстановке единогласного одобрения получить бы не смогла» (с. 121). При Е.М. Примакове деятельность ТПП существенно активизировалась, особенно в сфере законотворчества. Было обозначено еще одно приоритетное направление деятельности палаты — «содействие интеграции российского предпринимательства в мировое экономическое пространство» (с. 125). ТПП также занялась благотворительностью: был учрежден специальный фонд, который «существовал и существует исключительно за счет взносов предпринимателей и частных пожертвований» (с. 129). Личность нового руководителя сыграла решающую роль в деле возвращения палатой ее утраченных позиций: Евгений Максимович был талантливым дипломатом и администратором, обладал колоссальным опытом, пользовался доверием Кремля. Именно поэтому палата стала играть «важную роль в реализации экономической политики нового руководителя государства». Сам же Е.М. Примаков находился в числе союзников и единомышленников В.В. Путина (с. 135). В первое десятилетие XXI в. внутри ТПП была создана разветвленная система комитетов: по содействию внешнеэкономической деятельности, по промышленному развитию и высоким технологиям, по развитию горно-металлургического комплекса, по качеству продукции, по интеллектуальной собственности (позже реорганизованный в совет) (с. 147, 149—150). В 2002 г. по инициативе Е.М. Примакова был создан знаменитый российский экспертный пул — «Меркурий-клуб» (с. 153). Палатой реализовывались различные нестандартные проекты наподобие создания Негосударственного пенсионного фонда (с. 318). Евгений Максимович формулировал проблемы, актуальность которых в настоящее время не вызывает сомнения, но в первое десятилетие XXI в. они еще не считались актуальными. Сюда, например, можно отнести его идею о необходимости перевода бизнеса на инновационную основу или подготовленную под его руководством записку на имя президента «О вовлечении российских капиталов, размещенных в офшоре, в хозяйственный оборот России», в которой предлагалась реальная технология амнистии капиталов. Возглавляя ТПП, Е.М. Примаков много сделал для совершенствования налоговой системы и даже для укрепления национальной безопасности 2.
В четвертой главе разбираются основные события в истории ТПП последнего десятилетия. В это время палата окончательно обрела свою институциональную и содержательную идентичность, вписалась в усложнившийся дизайн негосударственных учреждений, обрела собственное уникальное место среди экспертных и консалтинговых площадок. Трудно переоценить роль, какую ТПП играет в последние семь лет, после введения экономических санкций против России: все это время она терпеливо и аккуратно ведет филигранную работу с западным бизнесом, поддерживая резко ослабевшие связи отечественных предпринимателей с их зарубежными партнерами. ТПП сегодня — это «общепризнанный во всем мире институт взаимодействия органов власти и бизнеса» (с. 449). Укрепление в XXI в. российской государственности и суверенитета позволяет надеяться, что перед палатой и далее будут открываться новые возможности и перспективные направления деятельности, что она и впредь будет надежным «лоббистом» интересов отечественных предпринимателе на международных рынках, продолжит сложную работу по восстановлению нарушенного санкциями взаимопонимания между российским и западным деловым миром, то есть продолжит совершенствовать свою миссию института «мягкой силы», обеспечивающего национальные интересы в неконфликтном режиме.
Говоря о значении рецензируемой книги, следует выделить несколько пунктов.
Во-первых, сама по себе ТПП представляет собой в некотором смысле слепок российской экономической модели, которая до определенного момента была детерминирована внешней ситуацией. Когда советская промышленность нуждалась в новых рынках сбыта, Торговопромышленная палата, несмотря ни на что, выполняла эту задачу. Когда в сложные 1990-е гг. необходимо было налаживать диалог между властью и бизнесом, ТПП и здесь справлялась со стоявшей задачей. Являясь негосударственной организацией, она могла обеспечивать выполнение поручений власти наравне с государственными учреждениями и при этом добивалась высоких результатов.
Во-вторых, Торгово-промышленная палата является своего рода медиатором, проводником между властью и бизнесом, между Россией и заграницей. Для коллективного Запада фундаментальное значение имеет экономика, которая занимает господствующее место в его социокультурном пространстве и в его саморепрезентации — во всяком случае, в последние столетия. В России же — неважно, имперской, советской или современной, — базовую, фундаментальную ценность представляет политика во всех ее проявлениях. Даже духовная, нематериальная составляющая — «русская душа» — всегда требует выражения и преломления в области политики. Поэтому экономика — какими бы тяжелыми ни были времена и как бы ни были важны экономические реформы — всегда останется вторичной, в каком-то смысле даже малозначимой для коллективного российского политического сознания. Примат политического диктует подчиненное положение экономического. Поэтому в России экономика догоняет политику и подстраивается под нее, а не наоборот, а бизнес, даже самый крупный, стремится перевести себя в политический капитал — без этого подлинной власти достигнуто быть не может.
Торгово-промышленная палата стала тем «переводчиком», который в советское время, как уже отмечалось выше, обеспечивал необходимое — вне зависимости от глобального противостояния — взаимодействие с экономиками западных стран. В современную эпоху ТПП продолжает играть ту же роль, являясь своеобразной точкой равновесия между властью и предпринимателями. Накопленный за советское время опыт продолжает действовать, и действует он совершенно в русле системы, его породившей, но ныне уже не существующей. Это, бесспорно, позитивный факт. Палата является своего рода гарантом, посредником, одним из центров сложной системы связей, сдержек и противовесов, запутанной паутины интересов, неподвластной анализу с позиций исключительно юридического мышления. Любая попытка насаждения легизма, законничества в российских условиях в любые времена была обречена на болезненный провал. Наше национальное мышление продолжает оставаться структурой, существующей сразу в нескольких парадигмах, помимо юридической. И если кто-то захочет сузить его до рамок диктатуры права, неизбежны новые потрясения. Поэтому скромная, неочевидная роль Торгово-промышленной палаты означает как раз то, что позитивная тенденция регулирования экономики через политику сохраняется.
В-третьих, Торгово-промышленная палата — это, помимо оперативного и многоуровневого предпринимательского клуба, еще и мощный экспертно-аналитический центр. Эту «квалификацию» она обрела при Е.М. Примакове и до сих пор сохраняет как одно из главных направлений своей деятельности. И это естественно, так как глубокое понимание происходящего позволяет сохранить самый главный экономический ресурс — контроль. Контроль, безусловно, крайне важен и в политике, но в экономической сфере он критически значим: если в области государственного управления можно переломить ситуацию в свою пользу напряжением политической воли, то, например, экономический кризис, не спрогнозированный вовремя, как волна цунами, уже ничем не может быть предотвращен.
В-четвертых, история Торговопромышленной палаты на протяжении освещаемых в книге 30 лет — это история постепенного отвоевания управляемости и независимости государства. Распад СССР, последующий «парад суверенитетов» уже внутри РФ, казалось, не оставляли надежд хотя бы на сохранение, не
то что на возрождение страны в былом ее величии. Но логика развития постсоветской государственности наглядно демонстрирует обратное: на протяжении всех трех десятилетий существования новой России она поступательно превращалась из рыхлой и почти нежизнеспособной федерации, какой была в 1992 г., в мощный субъект мировой политики с работающей вертикальной организацией управления. Проблемы, безусловно, остаются, но при сравнении нынешней ситуации с началом 1990-х гг. любая критика выглядит несостоятельной. Торгово-промышленная палата фактически повторила этот путь рецентрализации государства: начав после дезинтеграции Советского Союза с рамочной федерации свободных, автономных членов, со временем она превратилась в эффективный инструмент централизованного управления.
Наконец, в-пятых, палата, будучи структурой негосударственной и непосредственно связанной с частной инициативой, по своей природе и по своему предназначению исключительно важна как институт формирования гражданского общества в режиме развития партнерских отношений с государством. Понятно, что бизнес является значимым, но не доминирующим коллективным субъектом общества, поэтому риторика гражданских инициатив имеет иные ориентиры. Вместе с тем не следует забывать, что наша страна — в начале формирования опыта сотрудничества государственного и частного, государственного и личного, государственного и общественного. Поэтому важно на этом пути хотя бы просто не войти в конфликтное русло, выстраивать диалог на принципиально иных основаниях. Бизнес как нельзя лучше подходит для этой задачи, поэтому его естественное партнерство с государством оказывается крайне полезным и для развития гражданского общества.
Книга позволяет сформировать законченное мнение об истории Торгово-промышленной палаты России и о той роли, которую она играла в жизни нашего государства с 1991 г. Анализируемое исследование, как и вся серия, подготовлено на высоком профессиональном уровне. Оно, без сомнения, важно и интересно как для специалистов в области экономики, международных отношений и современной истории, так и для широкой читательской аудитории, интересующейся актуальными вопросами современности.

О.В. СОЛОПОВА
(канд. ист. наук, доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)

Примечания
Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной
научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического насле дия».
1. Первые три книги серии: Торгово-промышленные палаты и биржевые комитеты России в годы Первой мировой войны (Предисловие С.Н. Катырина). М. 2014. 431 с. с илл.; Всесоюзная Торговая палата в годы Второй мировой войны 1939—1945 гг. (Под редакцией С.Н. Катырина). М. 2015. 430 с. с илл.; Торгово-промышленная палата СССР в 1946—1991 гг. (Под редакцией президента ТПП РФ С.Н. Катырина). М. 2019. 320 с. с илл. Анализ последней книги см.: РАГИМОВА П.Ф. Рыночный оазис в плановой экономике: исторический опыт советской Торговопромышленной палаты. — Вопросы истории. 2021. № 2, с. 281—287.
2. АНДРЕЕВ Д.А., БОРДЮГОВ ГА., РЫБАКОВ А.М. Евгений Максимович Примаков: судьба и эпоха (Предисловие Владислава Малькевича). М. 2019, с. 164—169.

 

 

ПРОЕКТ АИРО-XXI «СССР-100»

logo 100 cccp 220x170

tpp

Наши издания

Комната отдыха

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня358
mod_vvisit_counterВчера246
mod_vvisit_counterЗа неделю1265
mod_vvisit_counterЗа месяц7299

Online: 17
IP: 3.238.62.124
,

Случайная новость

ФРАНЦУЗСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОЛЛЕДЖ -- учебный год 2012/2013
Уважаемые коллеги!
Предлагаем Вам подробную программу цикла лекций по международному праву который ежегодно проводится Французским Университетским Колледжем.
Он пройдет 15, 16 и 18 марта 2013 г. в МГУ им.М.В.Ломоносова.