airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home Проект Стивена КОЭНА и Катрины ванден ХЮВЕЛ Объявления [Centre-FR] Call for papers АНТРОПОЛОГИЯ ПЕРЕЛОМНЫХ ЭПОХ

FIN DE SIÈCLE:
АНТРОПОЛОГИЯ ПЕРЕЛОМНЫХ ЭПОХ

В культурном сознании уже давно существует метафора «конца века» — представление, что на рубеже веков в различных обществах всегда происходят резкие сломы картины мира, уклада жизни и системы ценностей. В конце XIX — начале XX века такая идея получила французское имя «fin de siècle» и стала ассоциироваться также с кардинальной сменой направлений в литературе, искусстве и философии. Однако само это явление гораздо старше, его можно наблюдать по крайней мере с начала Нового времени. Редакция «НЛО» предлагает обратиться к нему с вопросом: что за ним стоит? Только ли здесь «магия круглых дат» и расхожий стереотип, или в самом деле есть некие феномены, которые стремительно изменяют всю культурную и социальную структуру обществ каждый раз, когда одно столетие сменяется другим?


Конец одного столетия и начало следующего часто вызывают неоднозначную реакцию у современников и ближайших потомков. С одной стороны, современники часто воспринимают его как время всеобщего упадка, деградации, утраты связи с традициями прошлого. С другой, в эти же годы вырабатываются новые представления о мире, новые уклады жизни, социальные структуры, политические режимы и эстетические парадигмы. Это моменты слома, когда в обществе переопределяются основные темпоральные рамки, возникают новые образы прошлого и настоящего, новые программы будущего и происходит отторжение старых культурных парадигм. Социальные и культурные процессы, шедшие в течение века, начинают восприниматься как норма, сложившаяся традиция или даже догма, а новые процессы — как отход от них, распад, декаданс, «падение нравов». В противовес им запускаются процессы архаизации, которые стремятся выглядеть как возвращение к привычным традициям и нормам. Но в то время как современники готовы видеть скорее негативные стороны fins des siècles, мы хотим посмотреть на переломные периоды с иной точки зрения и увидеть те конструктивные изменения, которые они несут и которые нередко становятся заметны спустя многие годы после того, как очередной fin de siècle уйдет в прошлое.
Такие периоды можно представить и более широко — как «реперные точки» постепенной секуляризации и автономизации обществ, заостряющие все основные черты этого процесса. В то же время рубежи веков привлекают исследователя и тем, что их изучение помогает понять, по каким законам существует общество в более спокойные времена, когда взрывной характер прошедшего fin de siècle почти исчерпывает свой революционный потенциал.
Лучше всего в современных гуманитарных науках исследован конец XIX — начало ХХ века, когда не только в европейской, но и во всей мировой культуре были выработаны те понятия и концепции, благодаря которым в науке и искусстве стало возможным говорить о модерности как об отдельной эпохе в истории человечества. В это время произошло институциональное оформление современных наук и сформировалась новая сфера повседневности, взрывные процессы в культуре, литературе и искусстве сопровождались революциями в технологиях и урбанистике; все это привело к тому, что мир изменился непредсказуемым образом. Однако рубеж XIX—ХХ веков был не единственной подобной эпохой. Ей предшествовал конец XVIII века, ознаменовавшийся Французской революцией и выработкой нового художественного и литературного языка, осваивавшего эмоциональную жизнь частного человека; до этого — конец XVII и начало XVIII века, когда в Европе зарождалась эпоха Просвещения, а в России царствование Петра положило конец предыдущему государственному порядку; еще раньше был рубеж XVI—XVII столетий — расцвет эпохи барокко. Можно предположить, что феномен fin de siècle свойственен Новому времени как таковому: практически любое общество, становясь модерным, на стыке столетий переживает серьезный общественный и культурный перелом, который разрушает традиционный уклад жизни и порождает качественно иные проекты создания будущего. По всей видимости, в этот ряд можно поставить и 1990-е годы, когда после окончания холодной войны, распада Советского Союза и социалистического блока во всем мире начал возникать новый социальный и культурный порядок.
Изучение обществ, находящихся на переломе эпох, продолжает многолетний проект «НЛО», в центре внимания которого — антропология модерных обществ разного типа (прежде всего закрытых обществ).
Редакция НЛО предлагает ответить на следующие вопросы:
— Как fins des siècles связаны с процессом постепенной секуляризации и автономизации обществ?
— Как изменяется философская и религиозная картина мира на рубежах веков? Какие новые варианты отношений человека, Бога и вселенной формируются в это время? Какие возникают новые модели темпоральности и организации пространства?
— Какие новые социальные уклады, модели поведения, формы повседневности создаются на рубежах веков? Как трансформируются организация жизненного пространства и городская среда, и как эта трансформация переопределяет социальные классы и изменяет структуру общества?
— Какие социальные трансформации на рубеже веков в эпоху Нового времени отражаются в характерном для переломных эпох конфликте эстетического и этического?
— Какие новые культурные субъекты, новые формы и стратегии индивидуации формируются во время fin de siècle? Какие новые модели чувствования появляются в это время?
— Какие новые политические, социальные и религиозные институты возникают в эти переломные периоды?
— Как субъективные ощущения упадка и «падения нравов», сопровождающие эти эпохи, преобразуются в специфическую коллективную травму и как эта травма репрезентируется в культурной памяти?

Крайний срок для подачи заявок с тезисами (не более 3000 знаков) – 31 января 2017 года.
Крайний срок сдачи статей – 30 июня 2017 года.
Адрес для приема заявок и статей: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. . По всем вопросам обращайтесь к редактору журнала Николаю Поселягину: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. .