Медведев Р.?А.
«Тихий Дон». Загадки и открытия великого романа. – М.: АИРО–XXI. 2011. – 228 с.
ISBN 978-5-91022-137-0
В новой книге, посвященной творческой биографии писателя Михаила Шолохова и исследованию романа «Тихий Дон», известный историк рассказывает о сложных и запутанных вопросах истории создания знаменитого романа, о проблеме его авторства – исследованиями которых Р.?А.?Медведев занимался в течение более трех десятилетий.
Книга адресована литературоведам, историкам и всем интересующимся русской литературой ХХ века.
оглавление
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Раздел I.
«Тихий Дон». Судьба романа и судьба Михаила Шолохова
Тайны великого романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Открытия «Тихого Дона» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Шолоховеды и антишолоховеды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Раскрытие архивов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Михаил Шолохов. Первые успехи и первые удары судьбы . . . 17
Михаил Шолохов и Евгения Левицкая . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Роман «Тихий Дон» в 1930–1931 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Первые встречи со Сталиным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Сталин и Шолохов в год голода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Сталин и Шолохов в 1934–1936 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Михаил Шолохов в годы террора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Михаил Шолохов после террора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Раздел II.
«Тихий Дон». Замысел и конструкция романа
О жанре романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Сюжетные линии романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Время рождения замысла и сюжетных конструкций
романа «Тихий Дон» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Завязка. Кульминация. Развязка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Расстановка героев романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Раздел III.
«Тихий Дон» как исторический роман
Роман о донском казачестве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Казаки и их самоидентификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Женщина-казачка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Хорошее и плохое в казачестве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Энциклопедия казачьей жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Казак и его конь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Общее восхищение и уважение к миру лошадей . . . . . . . . . . 86
Конь и казак в бою . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
О событиях 1917–1918 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Директива о расказачивании и Вешенское восстание
казаков Северного (Верхнего) Дона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Источники «Тихого Дона» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Типы и прототипы героев «Тихого Дона» . . . . . . . . . . . . . . . 103
Идеологическая разноголосица на страницах «Тихого Дона» 107
Раздел IV.
«Тихий Дон». Особенности художественного стиля
и поэтики романа
Поэтика и стиль художественного произведения . . . . . . . . . . 125
Течение времени и смена времен года в «Тихом Доне» . . . . . 127
Особенности художественного портрета в романе . . . . . . . . . 129
Цвета и краски в романе «Тихий Дон» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Запахи в романе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
«Густота» прозы «Тихого Дона» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Донской казачий диалект и просторечья . . . . . . . . . . . . . . . . 146
«Звенела в ушах тишина» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Другие особенности художественного почерка «Тихого Дона» 148
Раздел V.
Война и смерть на страницах «Тихого Дона»
«Тихий Дон» как военный роман . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Жестокие бои Вешенского восстания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Смерть на страницах «Тихого Дона» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Раздел VI.
Любовь на страницах «Тихого Дона» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Раздел VII.
Природа в романе «Тихий Дон»
Особая роль картин природы в романе . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Пейзажи земледельца и воина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Жизнь природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Донское небо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Трава и цветы донской степи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Животный мир степей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Река Дон в романе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Раздел VIII.
Проблема авторства «Тихого Дона».
Михаил Шолохов и Федор Крюков.
К постановке вопроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Почему Ф.?Крюков не мог быть автором «Тихого Дона»? . . . 208
О различиях художественного стиля «Тихого Дона»
и произведений Ф.?Крюкова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
О неточностях и неувязках в романе «Тихий Дон» . . . . . . . . 224
Предисловие
Жизнь и судьба донского казачества привлекли мое внимание еще в самом начале 1970-х годов в связи с работой над серией книг о русской революции 1917-го года и Гражданской войне 1918–1921 гг. Одна из книг этой серии была посвящена специально судьбе донского казачества. Я написал ее в 1972–1973 гг. по материалам и при участии Сергея Павловича Старикова, активного участника революции и гражданской войны, друга и соратника Филиппа Кузьмича Миронова, личность и деятельность которого находилась в центре нашего исследования. Эта книга вышла в свет на английском языке в 1976 г в Нью-Йорке под заголовком «Филипп Миронов и гражданская война в России». В СССР эта книга была издана только в 1989 году под заголовком «Жизнь и гибель Филиппа Кузьмича Миронова» (Москва, изд. «Патриот», 1989).
Изучая события гражданской войны с точки зрения «красных», я не мог не взглянуть по-новому и на роман «Тихий Дон», который по признанию М. Шолохова, он писал с точки зрения «белых». Естественно, я не мог тогда пройти мимо той новой дискуссии вокруг романа «Тихий Дон», которая была вызвана публикацией в Париже в 1974 году книги анонимного автора – «Д» «Стремя “Тихого Дона”». Эта книга с предисловием и послесловием Александра Солженицына вызвала тогда большое волнение и оживленные домашние дискуссии в советских литературных кругах. Мой вклад в эту дискуссию и мои соображения были изложены в форме книги «Загадки творческой биографии Михаила Шолохова», которая вышла первым изданием в Париже на французском языке, а вторым и дополненным изданием – в Лондоне и на английском языке. На русском языке эта книга была выставлена в Интернете – не по моей инициативе, но и не без моего согласия – на специальном сайте, посвященном проблемам авторства «Тихого Дона».
Конечно, и после 1977 года я продолжал следить за всеми новыми публикациями о «Тихом Доне», о М.?А.?Шолохове и по проблемам авторства; а эти публикации были многочисленными. Должен прямо сказать, что оппонентам Шолохова не удалось сколько-нибудь значительно продвинуться вперед и убедительно обосновать свою точку зрения. Гораздо больше сделали шолоховеды. Были открыты и многие новые материалы и архивные досье, позволяющие по-новому оценить проблемы, связанные с романом «Тихий Дон». Это изменило и мой взгляд на роман. Его автор – Михаил Шолохов. Однако, это не единственная и, может быть, даже не главная из проблем, которые я хотел бы обсудить в предлагаемой читателю моей новой книге.
Рой Медведев
август 2011 года