Суровцева Е. В.
Жанр «письма вождю» в тоталитарную эпоху (1920-е – 1950-е гг.)

 

Содержание

Введение     . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Глава I.
«Письмо вождю» в русле мировой и русской
эпистолярной традиции. Жанровая специфика.
Причины актуализации

§ 1. «Письмо вождю» в русле мировой и русской
 эпистолярной традиции   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12           

§ 2. Жанровая специфика «письма вождю»  . . . . . . . . . . . . .     29

§ 3. Причины актуализации жанра «письма вождю»   . . . . .      31

Глава II.
«Письмо вождю»: жанровые разновидности.
Образ адресанта

§ 1. Жанровая классификация «писем вождю»    . . . . . . . . .      47

§ 2. Письмо-инвектива    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  50

§ 3. Письмо-декларация    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  58

§ 4. Письмо-памфлет    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   66

§ 5. Письмо-жалоба/просьба/оправдание   . . . . . . . . . . . . . .      74

§ 6. Письмо-дифирамб   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   93

Глава III.
«Письмо вождю»: образ адресата   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   117

Заключение   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147

Краткая библиография    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150

 


 

 

Введение

Изучение литературного наследия писателя, равно как и социокуль­турной ситуации эпохи невозможно без обращения к эпистолярным материалам, в которых запечатлены личные, частные, деловые аспекты жизни отдельного человека, но вместе с тем содержатся черты, передающие дух времени. Особенно это касается, на наш взгляд, переписки людей культуры с представителями власти, переписки, которая даёт представление о мере свободы и гласности в обществе в определённую эпоху его развития, о приоритетах и системе ценностей, принятых в нём, наконец, о формах сосуществования и взаимодействия культуры и власти. Ведь они во многом определяют пути развития искусства, судьбы его деятелей и их творений, возможности выхода художника к читательской и зрительской аудитории, отношения искусства и действительности. В истории нашей страны, особенно в советский период, когда власть стремилась к жёсткому контролю над всеми областями человеческой деятельности, и искусством в частности, эти формы взаимодействия имели отчётливо иерархический характер. Анализ широкого круга писем деятелей культуры и искусства советским и партийным чиновникам высокого уровня, относящихся к 1920-м – 1950-м годам, даёт богатый материал для изучения проблем развития искусства в тоталитарную эпоху. Эти проблемы сами по себе не потеряли актуальности для современной науки, и данное исследование разрабатывает их на материале писем сталинской эпохи.

Используя термин А. Солженицына[i], мы сделали предметом анализа в работе именно «письма вождям», особый эпистолярный жанр, актуализировавшийся в России в 1920-е – 1950-е годы прошлого века, но сформировавшийся и функционировавший задолго до этого времени.

Мы не задействовали всякого рода служебные записки и официальные документы, исходившие от писателей, занимавших ответственные посты в Союзе писателей или других советских органах (например, Луначарского – Ленину, Фадеева, возглавлявшего ССП в 1946 – 1953 гг., партийным руководителям и т. п.), равно как и официальные здравицы (стихотворные и прозаические), рапорты о дости­жениях или поздравления. В работе рассматриваются лишь собственно личные письма – образцы эпистолярного жанра и те бумаги официального свойства (например, заявления на имя ответственных лиц), которые тематически и стилистически выходят за рамки официального канона, больше напоминая творческую декларацию или оправдательную речь (например, заявление Богданова на имя Дзержинского). Мы осознаем некоторое сужение материала: за рамками исследования остались не только тексты многих писателей, обращавшихся к представителям советской власти (в виду невозможности создания картины на всём материале мы не рассматривали письма, созданные в пост­сталинскую эпоху, а также обширную переписку М. Горького с совет­скими руководителями[ii]), но и аналогичные по жанру письма других представителей русской интеллигенции: ученых, политиков, деятелей религии (как православной, так и мусульманской и буддистской) и многих других, – заслуживающие самостоятельного изучения. Мы постарались выделить наиболее характерные тексты, рассмотрев их как литературный факт сталинской эпохи. Дело в том, что при знакомстве с материалом становится очевидна его жанровая неоднородность: нетрудно выделить тексты обличительной или конструктивно критической направленности, тексты, содержащие разъяснение идейно-политических и творческих позиций автора, наконец, письменные жалобы и просьбы, вызванные сложными, порой безвыходными ситуациями в жизни адресанта.

Возмущение действиями властей и репрессиями; отчаяние из-за невозможности публиковать произведения и нищеты; попытки достучаться до властей и прояснить свои идейные и художественные позиции; лесть с целью «смягчить» тирана и бескомпромиссные заявления вплоть до готовности разорвать все связи с отечеством; мольбы о близких, опасное заигрывание с властью, хлёсткие насмешки из недосягаемого «далека» – таков спектр настроений, отражённых в письмах к вождям. За каждым из них личная судьба незаурядной личности, а шире – судьба русской интеллигенции и русской культуры XX века.

Цели и задачи работы заключаются в исследовании документов, относящихся к сфере отношений писателя и власти[iii], во-первых, в социокультурном контексте, во-вторых, в контексте развития эпистолярного жанра с присущими ему жанровыми особенностями.

В соответствии с этим в работе определяется жанровая специфика «письма вождю» рядом с другими типами эпистолярных жанров, прослеживается его бытование в России в указанный исторический период, когда наблюдался своего рода эпистолярный «бум»; делается попытка классифицировать жанровые разновидности этого феномена.

Мы выделили несколько жанровых разновидностей «письма вождю» и в соответствии с этой логикой построили анализ материала. Кроме того, в работе рассмотрен важнейший, как нам кажется, аспект темы – образ адресата, каким он предстаёт в этих письмах, тем более что они принадлежат авторам-литераторам.

Методологической основой исследования послужили исследования М. Е. Грабарь-Пассек, Д. С. Лихачёва, Я. С. Лурье по истории развития эпистолярных жанров в античности и в России на разных исторических этапах, работы Ю. М. Лотмана, посвящённые быту и формам поведения человека декабристской эпохи, книги, в которых исследуется советская идеомифология («Соцреалистический канон», работы В. Паперного, Е. Б. Скороспеловой, М. М. Голубкова и др.).

Научная новизна работы состоит в выдвижении в качестве предмета исследования писем русских писателей руководителям партии и правительства, относящихся к 1920 – 1950-м годам, в стремлении рассматривать эти тексты как литературный факт, определив специфику «писем вождю» в русле эпистолярного жанра и охарактеризовав сформировавшиеся в этом контексте жанровые разновидности, а также образы адресата и адресанта.

Композиционная структура данной работы такова: кроме введения, в ней три главы, заключение.

Во введении определяется предмет исследования, объясняется актуальность темы, формулируются основные задачи работы, описывается её структура.

В первой главе предпринимается краткий экскурс в историю мировой и русской литературы с целью проследить формирование и развитие эпистолярной традиции, выявить бытование жанров и жанровых разновидностей писем, чтобы в дальнейшем показать их модификацию в исследуемый период развития русской истории и культуры. Здесь же даётся обзор работ по вопросам эпистолографии. В этой главе определяется жанровая специфика «письма вождю», объясняются причины его актуализации в советскую эпоху, в связи с чем характеризуется социокультурная ситуация 1920-х – начала 1950-х годов, объясняются причины и комментируются обстоятельства, способствовавшие уникальному народно-государственному эпистолярному «буму».

Глава вторая посвящена выявлению и описанию жанровых разновидностей «письма вождю». Эта классификация построена на основании анализа широкого круга материалов, главным образом писем писателей (А. Аверченко, А. Богданова, М. Булгакова, Е. Замятина, М. Зощенко, В. Короленко, Б. Пастернака, М. Шолохова и мн. др.) представителям власти (В. Ленину, И. Сталину, Ф. Дзержинскому, А. Жданову и др.). Здесь даётся детальное описание и разбор этих текстов (мотивы и обстоятельства создания, проблематика, жанровые особенности, позиция адресанта, стиль и язык). В процессе анализа мы обосновываем возможность выделения нескольких жанровых разновидностей «письма вождю»: письмо-инвектива, письмо-декла­рация, письмо-памфлет, письмо-жалоба (просьба), письмо-дифирамб. Особо оговариваются редкие случаи взаимной переписки писателя с вождём (случай М. Шолохова). В общей сложности нами проанализировано около 40 писем[iv].

Изучение писем даёт возможность также выявить черты личности автора и его писательской индивидуальности, прояснить его жизненную позицию, взгляды на искусство и политику, уяснить приемлемые для него формы взаимодействия власти и культуры. Формируется образ адресанта – ещё один объект исследования второй главы данной работы.

В третьей главе выделяется особый аспект – образ адресата в «письме вождю». В зависимости от предмета обсуждения, цели, пафоса, стиля письма, его жанровой разновидности образ адресата (соответствующий нередко в разных письмах одному историческому лицу, например Сталину) приобретает черты коллеги, товарища по партии, официального лица, политического оппонента, тирана, судии, мудрого правителя и т. п.

В заключении подводятся итоги проведённого исследования, намечаются перспективы дальнейшей разработки темы.

Примечания


 

[i] «Письмо вождям Советского Союза» написано А. Солженицыным в 1973 г. и в 1974 г. опубликовано издательством «YMCA-Press». Термин Солженицына показался нам очень удачно и ёмко отражающим суть явления.

[ii] Переписка Горького с советскими партийными лидерами – материал для отдельного исследования. Вот этот материал: Горький М. Письмо в ЧК по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией (в защиту Н. С. Гумилёва) // Русская литература. 1988. № 3. С. 182 – 183; Горький А. М. и Ленин В. И. // В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы. М., 1958. С. 11 – 174 и 383 – 407, Неизвестный Горький (К 125-летию со дня рождения). М., 1994. (Серия «М. Горький и его эпоха. Материалы и исследования». Выпуск 3). С. 24 – 69, Горький М. Неизданная переписка с Богдановым, Лениным, Сталиным, Зиновьевым, Каменевым, Короленко. М., 1998 (Серия «М. Горький и его эпоха. Материалы и исследования». Выпуск 5). С. 103 – 135 и 138 – 148, Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Том 29. Письма, телеграммы, надписи. 1907 – 1926. М., 1955; Горький А. М. и Луначарский А. В. // Архив А. М. Горького. Том XIV. Неизданная переписка. М., 1976. С. 11 – 123, Известия ЦК КПСС. 1989. № 5. С. 215 – 217; Горький М. – ЦК РСДРП // Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 29. Письма, телеграммы, надписи. 1907 – 1926. М., 1955. С. 313 и 601; Горький А. М. и Плеханов Г. В. // Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Том 29. Письма, телеграммы, надписи. 1907 – 1926. М., 1955. С. 309 – 310, 314 – 315, 322 – 324, 600, 601, 603, Плеханов Г. В. Сочинения. Том XXIV. М.-Л., 1927. С. 340 – 343; Горький А. М. – Дзержинскому Ф. Э. // Известия ЦК КПСС. 1989. № 1. С. 241 – 242, Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Том 29. Письма, телеграммы, надписи. 1907 – 1926. М., 1955. С. 469 и 631; Горький А. М. – VIII Всероссийскому Съезду Советов // Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Том 29. Письма, телеграммы, надписи. М., 1955. С. 396 – 398 и 629 или В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы. М., 1958; Горький А. М. – Томскому М. П. // Известия ЦК КПСС. 1989. № 5. С. 217; Горький А. М. – СНК РСФСР // Неизданная переписка с Богдановым, Лениным, Сталиным, Зиновьевым, Каменевым, Короленко. М., 1998 (Серия «М. Горький и его эпоха. Материалы и исследования». Выпуск 5). С. 105 – 108, 110, 118 – 120, 123 – 129, Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Том 29. Письма, телеграммы, надписи. 1907 – 1926. М., 1955. С. 391, 392, 629 или В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы. М., 1958; Горький А. М. – Ганецкому Я. С. // Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Том 29. Письма, телеграммы, надписи. 1907 – 1926. М., 1955. С. 473 – 653, Известия ЦК КПСС. 1989. № 7. С. 212 – 213; Горький А. М. – Скворцову-Степанову И. И. // Известия ЦК КПСС. 1989. № 1. С. 247 – 249, Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Том 29. Письма, телеграммы, надписи. 1907 – 1926. М., 1955. С. 47 – 48, 81, 461, 471; Горький А. М. и Зиновьев Г. Е. // Горький М. Неизданная переписка с Богдановым, Лениным, Сталиным, Зиновьевым, Каменевым, Короленко. М., 1998 (Серия «М. Горький и его эпоха. Материалы и исследования». Выпуск 5). С. 200 – 227; Горький А. М. – ЦК РКП(б) // Известия ЦК КПСС. 1991. № 6. С. 152 – 154. Или: Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) – ВКП(б), ВЧК – ОГПУ – НКВД о культурной политике. 1917 – 1953 гг. Сост. А. Артизов и О. Наумов. М., 2002. С. 23 и 733; Горький А. М. и Бухарин Н. И. // Известия ЦК КПСС. 1989. № 1. С. 242 – 243, 246 – 247, Известия ЦК КПСС. 1989. № 3. С. 181 – 183, Источник. 1994. № 1. С. 7 – 9, 11 – 14, Известия ЦК КПСС. 1991. № 8. С. 155 – 156; Горький А. М. – Кирову С. М. // Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Том 30. Письма, телеграммы, надписи. 1927 – 1936. М., 1955. С. 253 – 254 и 528, Известия ЦК КПСС. 1990. № 7. С. 222 – 223; Горький А. М. – Рыкову А. И. // Известия ЦК КПСС. 1989. № 1. С. 243 – 246, Известия ЦК КПСС. 1989. № 7. С. 211 – 214, 219 – 220, Источник. 1994. № 1. С. 6 – 11; Горький А. М. – Ворошилову К. Е. // Известия ЦК КПСС. 1991. № 8. С. 151 – 157; Горький А. М. и Каганович Л. М. // Источник. 1994. № 1. С. 15 – 20, Известия ЦК КПСС. 1990. № 7. С. 221 – 222, «Счастье литературы»: Государство и писатели. 1925 – 1938. Документы. М., 1997. С. 163; Горький А. М. – ЦК ВКП(б) // Известия ЦК КПСС. 1990. № 5; Горький А. М. – Молотову В. М. // Известия ЦК КПСС. 1990. № 7. С. 220 – 221, Известия ЦК КПСС. 1990. № 11. С. 221 – 223; Горький А. М. и Постышев П. П. // Источник. 1994. № 1. С. 18 – 19, Известия ЦК КПСС. 1990. № 9. С. 216 – 218; Горький А. М. – Орджоникидзе Г. К. // Известия ЦК КПСС. 1990. № 9. С. 218 – 219; Горький А. М. – Андрееву А. А. // Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) – ВКП(б), ВЧК – ОГПУ – НКВД о культурной политике. 1917 – 1953 гг. Сост. А. Артизов и О. Наумов. М., 2002. С. 276 – 278 и 765; Горький А. М. – Каменеву Л. Б. // Неизданная переписка с Богдановым, Лениным, Сталиным, Зиновьевым, Каменевым, Короленко. М., 1998 (Серия «М. Горький и его эпоха. Материалы и исследования». Выпуск 5). С. 228 – 274; Горький А. М. и Ягода Г. Г. // Неизвестный Горький (К 125-летию со дня рождения). М., 1994. (Серия «М. Горький и его эпоха. Материалы и исследования». Выпуск 3). С. 168 – 206; Горький А. М. и Бубнов А. С. // Архив А. М. Горького. Том XIV. Неизданная переписка. М., 1976. С. 173 – 197; Горький А. М. и Щербаков А. С. // Архив А. М. Горького. Том X. М. Горький и советская печать. Книга 1. М., 1964. С. 355 – 385 и 391 – 397, Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Том 30. Письма, телеграммы, надписи. 1927 – 1936. М., 1956. С. 366 – 367, 370 – 371, 374, 381 – 384, 386 – 387, 389 – 390, 396 – 397, 570 – 571, 573, 575, 578 – 579, 581, «Литературный фронт»: История политической цензуры. Сост. Д. Л. Бабиченко. М., 1994. С. 14 – 15, «Счастье литературы»: Государство и писатели. 1925 – 1938. Документы. М., 1997. С. 188; Горький А. М. и Сталин И. В. // Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Том 29. Письма, телеграммы, надписи. 1927 – 1936. М., 1956. С. 155, 264, 494, 532, Сталин И. В. Сочинения. В 13 томах. Том 12. М., 1949. С. 173 – 177, Известия ЦК КПСС. 1989. №3. С. 183 – 187, Известия ЦК КПСС. 1989. № 7. с. 215 – 219, Литературная газета. 1993. 10 марта. С. 6, Неизданная переписка с Богдановым, Лениным, Сталиным, Зиновьевым, Каменевым, Короленко. М., 1998 (Серия «М. Горький и его эпоха. Материалы и исследования». Выпуск 5). С. 295 – 298 и 308 – 309, Вечерняя Москва. 1994. 10 мая. С. 4, Новый мир. 197. № 9. С. 167 – 192, Новый мир. 1998. № 9. С. 159 – 178, Новое литературное обозрение. 1999. № 40. С. 251 – 296.

[iii] Эта проблема изучалась литературоведами в основном в биографическом аспекте, т. е. в контексте описания жизни и творчества конкретного писателя. Условия для более общих и даже обобщающих исследований созданы выходом в свет нескольких сборников документов (в их число входят и «письма вождю»). См., напр.: «Литературный фронт». История политической цензуры. 1932 – 1946 гг. Сборник документов. Сост. Д. Л. Бабиченко. М., 1994; «Счастье литературы». Государство и писатели. 1925 – 1938. Документы. Сост.
Д. Л. Бабиченко. М., 1997; История политической цензуры. Документы и комментарии. Отв. ред. и руководитель творческого коллектива Г.
М. Горячева. М., 1997; Идеологические комиссии КПСС. 1958 – 1964. Документы. Сост. Е. С. Афанасьева и др. М., 1998; Аппарат ЦК и культура. 1953 – 1957. Документы. Сост. Е. С. Афанасьева и др. (Серия «Культура и власть от Сталина до Горбачёва. Документы»). М., 2001; Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) – ВКП(б), ВЧК – ОГПУ – НКВД о культурной политике. 1917 – 1953 гг. Сост. А. Н. Артизов и О. В. Наумов. М., 2002; Большая цензура. Писатели и журналисты в Стране Советов. 1917 – 1956.Сост. Л.
В. Максименков. М., 2005 и др.

[iv] Стремясь к наиболее полному охвату материала и к наибольшей аргументированности нашей теории, мы позволим себе хотя бы в сносках в качестве дополнения перечислять «письма вождю», которые мы не смогли подробно проанализировать в нашей работе.

 

 


 

 

 

Анонс • У Г.Бордюгова • У А.Макарова • У С.Щербины • Книжная лавка • Контакты • Совет • Проекты • Издания