Куренышев А. А.
Крестьянские организации Русского Зарубежья. (1920–1951 гг.)

 

Содержание

Введение    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .           6

Глава I.
Расстановка фигур   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Глава II.
Другая Россия. Русские Крестьянские организации
стран лимитрофов и других пограничных с СССР
государств
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .           98

Глава III.
Возвращение на родину    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142

Заключение    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173

 


 

 

Введение

Зарубежные крестьянские организации (крестьянские организации русского зарубежья) изучены исследователями очень слабо. Они фактически не привлекали внимания историков. Само понятие «крестьянские организации русского зарубежья» отсутствовало. По этой причине мы не будем делать специального анализа литературы и источников по данной тематике. Отметим только появление обобщающих работ, посвященных «типологии русской эмиграции первой волны», в которых отмечается масштаб этого явления, его значимость для судеб всего мира в целом и в жизни России, в частности».[i] В работе И.В.Сабенниковой совершенно верно отмечается, что: «…революция 1917 г. и последовавшая за ней гражданская война, установление советского режима привели к расколу мира на противостоящие социальные политические системы, борьба между которыми определяла всю логику исторического развития XX века, а в известном смысле и современную картину мира».[ii]

В этой перспективе русская эмиграция оказалась в эпицентре событий, поскольку находилась как раз между двумя системами. Эмиграция стала результатом невиданной в истории социальной катастрофы и, в принципе, отразила ее масштабы. Она превратила в беженцев 2 млн. человек, представлявших различные классы, национальности, культурные слои, оказавшиеся распыленными практически по всем странам мира».[iii] В последнее время появились работы, освещающие специфику и особенности существования русской диаспоры в разных странах.[iv] Но такого же дифференцированного подхода к различным слоям и классам русской эмиграции в отечественной и зарубежной историографии пока не имеется.

Из всей массы «народных» эмигрантских (то есть не чисто интеллигентских и военных) организаций больше всего историки уделили внимания казачьим. О них писали и историографы военной эмиграции, и историографы казачества в целом.[v] Казачество было наиболее организованной составляющей «простолюдинной» русской эмиграции. Но как ни близки были казаки по своему социальному статусу к крестьянам, они все же существенно от последнего отличались. Казаков можно было считать и определенным сословием, и субэтносом, и даже, отдельным народом. Во всяком случае, у казаков как на родине, так и в изгнании были не только свои общественные организации, но и свои правительства и представительные органы – круги, рады, атаманы и т. п. Была у казачества своя интеллигенция и свои вооруженные силы. Тем не менее, мы в очень большой степени касаемся в нашей работе истории казацких эмигрантских организаций. Казацкие организации были очень близки к крестьянским, что и позволяет нам рассматривать их как их составную часть.

Важной особенностью русской крестьянской эмиграции была ее разбросанность по огромной территории от Южной Америки до Финляндии, от Прибалтики до Афганистана и Китая. Поскольку мы в своем исследовании рассматриваем всю совокупность крестьянских организаций, включая сюда и чисто эмигрантские, и теснейшим образом с ними связанные крестьянские организации, располагавшиеся в государствах-лимитрофах – Польше, Румынии, Прибалтийских странах и Финляндии, мы объединяем их одним термином – «крестьянские организации русского зарубежья» или «зарубежные крестьянские организации». Мы считаем, что между пражской «Крестьянской Россией – ТКП» ее отделениями в Польше, Латвии. Эстонии и местными русскими крестьянскими партиями и организациями, равно, как между Дальневосточной группой «Крестьянской России –ТКП» и местными крестьянско-казацкими объединениями не было существенных программных политических и идеологических расхождений[vi]. Эта часть русской эмиграции, вообще больше, чем какая-либо другая, тяготела к сближению и объединению. Причем, чем дальше от крупных политических центров русской эмиграции Парижа, Праги, Берлина располагались крестьянские и родственные им организации, тем больше была их тяга к единению.

Несомненно, что смысл существования российской политической эмиграции заключался в том, чтобы вернуться на родину, имея определенную программу политических и социально-экономических преобразований. Отличие многих крестьянских и значительной части казацких организаций от чисто политических, заключалось в том, что они способствовали овладению передовыми методами агротехники, которые репатрианты должны были применить при возвращении. В некоторых случаях крестьянские и казацкие организации играли роль своеобразных профсоюзов для тех из эмигрантов, кто стремился укорениться на новом месте жительства и не планировал возвращаться в родные края. Соответственно, такого рода организации были гораздо меньше втянуты в борьбу с большевистской властью, которую вела активная часть эмиграции.

Характер и образ действий крестьянских организаций зависел от страны, в которой они располагались, от ее взаимоотношений с СССР, географического местоположения и геополитических отношений с этим связанных. Так, например, в Болгарии, где у власти в начале 1920-х гг. находилось правительство Болгарского народного земледельческого союза во главе с А.Стамболийским крестьянско-казачьи организации создавались лево-демократическими элементами эмиграции. В Польше, находившейся в конфронтации вплоть до военного столкновения с Советской Россией, создавались организации совсем другого рода – повстанческие отряды и подпольно-диверсионные группы. Чехословакия, страна демократическая и также как Болгария, руководимая крестьянской партией, правда, более правого, чем в Болгарии толка, дала приют разнообразным крестьянским и казацким организациям: от партий и крестьянских союзов, до союзов сельскохозяйственных рабочих. Различался характер деятельности крестьянских организаций тех стран, что граничили с СССР и тех, что общей границы со страной советов не имели. Засылка эмиссаров осуществлялась из пограничных с СССР государств, но готовить их могли в странах, непосредственно с Советской территорией не граничивших. В связи с деятельностью эмигрантских организаций на территории СССР возникает проблема источников. Не все стороны деятельности таких организаций, как «Крестьянская Россия – ТКП» и «Народный союз защиты родины и свободы» отражены в опубликованных и доступных для исследователей архивных материалах. Некоторые важные свидетельства о деятельности этих и некоторых других крестьянских организаций находятся в архивных хранилищах, не доступных исследователям. Отсюда и некоторая фрагментарность освещения работы значительной части крестьянских и казацких организаций.

Представляемая на суд читателей монография касается и ряда напрямую не вязанных с ее проблематикой сюжетов. Автор, однако, полагал, что освещение событий войны и послевоенного времени позволило лучше понять взаимоотношение определенных социальных сил и политических структур.

 

ПРИМЕЧАНИЯ


[i] См. Сабенникова И.В. Российская эмиграция (1917–1939): сравнительно-типологическое исследование. Тверь: Федеральная архивная служба России; ВНИИДАД. 2002.

[ii] Сабенникова И.В. Указ. Соч. С. 19.

[iii] Там же.

[iv] См.. например, Правовое положение русской эмиграции в 1920–1930 – е годы. Сборник научных трудов СПБ 2006.

[v] Русская военная эмиграция 20-х-40-х годов Т.I Книга вторая На чужбине. М. 1998.; Кириенко Ю.К. Казачество в эмиграции: споры о его судьбах (1921–1945) // Вопросы истории 1996 № 10. и др.

[vi] См. Куренышев А.А. Крестьянские организации русского зарубежья. // Вопросы истории. № 1 2008; Базанов П., Соколов М. Своим путем. «Крестьянская Россия», она же – Трудовая крестьянская партия. // Родина 2008. № 2.

 


 

 

 

Анонс • У Г.Бордюгова • У А.Макарова • У С.Щербины • Книжная лавка • Контакты • Совет • Проекты • Издания