Из старых тетрадей...

Академик Степан Борисович Веселовский заслуженно считается одним из ведущих исследователей Московского периода истории России XIVXVII веков, его имя хорошо известно не только среди историков. Однако в этой книге мы хотим предложить читателю иной срез его личности и его жизни – до последнего времени бывший практически неизвестным.

Степан Борисович родился в 1876 году, закончил юридический факультет Московского университета. Выбрав жизненный путь историка-иссле­дователя, он уже к 40 годам получил заслуженное признание русского научного сообщества, опубликовав в 1915–1916 гг. 2 тома своего фундаментального труда «Сошное письмо». События русской революции, начавшиеся февральским переворотом 1917 года, перевернули всю жизнь Веселовского и его семьи. Прочное положение и признание среди отечественных историков, профессорская кафедра в Университете, успешная исследовательская работа – все это оказалось опрокинутым и отброшенным в сторону бурным потоком событий разразившейся в России революции и последовавшей гражданской войны.

Теперь, в течение нескольких лет жизнь ученого превратилась в повседневную борьбу за физическое выживание его самого, его семьи и близких. Небольшой коммуной, обрабатывая землю и разводя пчел на принадлежавшем им участке земли в Подмосковье вблизи деревни Татариновка, а также распродавая постепенно остатки имущества, пережила семья Веселовских тяжелые годы 1918 – 1922. «О нашей жизни можно написать много и мало, – писал 18 апреля 1920 года Степан Борисович сыну Всеволоду. – Мы питаемся сносно. Тяжелее будет в июне, когда кончится мука. Картофель посадим весь – мешков 12–14 (Около 40 пудов). Постепенно исчезают предметы потребления и привыкаем обходиться без мыла, спичек, чая... Идеал толстовского опрощения достигается сам собой и через год-другой дойдет до первобытного совершенства. Но многие не дождутся этого рая. За зиму умерли начальник станции Барыбино, рудиновский столяр Кузьма и его сын после поездки за хлебом, кое-кто постарше из деревни Татариново (Григорий-кровельщик). Его сын Ларька пропал без вести...» И все же, несмотря ни на что, он не покинул Россию, приняв непростое решение разделить ее судьбу. «Культурная верхушка должна оставаться с народом, – считал, по свидетельству его сына, Степан Борисович, – и ее обязанность состоит в том, чтобы осмыслить происходящее».

Среди письменных свидетельств семьи, относящихся к этому периоду жизни, наибольший интерес представляют безусловно дневниковые записи, которые Степан Борисович регулярно вел начиная с 1915 по 1923 год. В них можно встретить, с одной стороны, картины происходивших в стране событий, зафиксированные им с присущей ученому точностью и наблюдательностью. А с другой стороны – глубокие размышления о причинах происшедшей в России катастрофы, мысли о судьбах России, свойствах ее народа и правящих классов. Его видение кризиса и последующего прогрессировавшего распада Русского государства настолько глубоко и оригинально, что и сегодня, спустя восемь десятилетий, воспринимается с живым и неподдельным интересом, как если бы историк писал о современной России конца ХХ века.

Еще одним интересным источником, хорошо дополняющим страницы дневника историка, являются воспоминания и записи его старшего сына, Всеволода Степановича. В 1917 г. он заканчивал в Москве последний класс Поливановской гимназии, живо интересовался работами отца и имел возможность вблизи наблюдать сообщество московских историков, которое часто собиралось в гостеприимном доме Веселовских на Арбате (д. 23). Здесь же, в конце 1916 г. состоялись их знакомство и неоднократные встречи с Иваном Алексеевичем Буниным.

Предлагаемые читателю отрывки собраны в четыре раздела. Первый из них открывается воспоминаниями Всеволода Степановича о встречах с И. А. Буниным накануне революции 1917 года. Рассказ об этих встречах, спорах и рассуждениях историков и известного русского писателя буквально накануне революции относительно судеб России, свойств русского народа, ранее нигде не публиковавшийся, представляет несомненный интерес для читателя. Сюда же вошли некоторые фрагменты «Дневника» Степана Борисовича 1917–18 гг., в которых он пытался дать общую характеристику развертывавшимся событиям. Историк пессимистически смотрел на перспективы развития «революционного процесса» в стране, считая, что Россия переживает не революцию, а всестороннее разложение государственности, сопутствующее нарастающей деморализацией народа. Хронологически записи обрываются маем 1918 года – отъездом семьи на более-менее постоянное жительство в Татариновку и фактическим началом «деревенского» периода жизни семьи, последовавшего до 1922 года.

Во втором разделе книги собраны дневниковые записи Степана Борисовича, касающиеся прежде всего бедственного положения интеллигенции, страдающей и униженной, оказавшейся совершенно беззащитной перед ходом событий. Центральное место занимает очерк «Разгром Московского университета», написанный историком 20 марта 1920 года по горячим следам событий на основе имевшихся нескольких его дневниковых записей – картина сознательного и целенаправленного разрушения, погрома русской гуманитарной науки. Завершается раздел фрагментами из дневника историка за 1919–23 гг., в которых запечатлены отдельные яркие картины русской жизни того времени.

В третьем разделе собраны относящиеся к гражданской войне три отрывка из большого труда сына историка («Проблемы нашей жизни», эта работа остается пока не опубликованной), который Всеволод Степанович писал большую часть своей жизни. Один из них – история ареста его и его отца, Степана Борисовича, сотрудниками ЧК в ночь на 3 сентября 1919 г. и последовавшем полуторанедельном их пребывании в Бутырской тюрьме. Два следующих фрагмента работы Всеволода Степановича, написанные в начале 20-х годов, являются попыткой проанализировать по горячим следам совершившиеся в России непосредственно на его глазах грандиозные события. Записки Всеволода Степановича безусловно представляют самостоятельную ценность как исторический источник и, в то же время, хорошо дополняют дневниковые записи его отца.

Наконец, в последнем, четвертом разделе собраны дневниковые записи историка 1919–1923 гг., посвященные Русской революции, размышлениям о причинах кризиса русской государственности, политического, социального и морального кризиса русского народа.

———————

Впервые «Дневник» С. Б. Веселовского был опубликован в журнале «Вопросы истории» (2000. №№ 2, 3, 6, 8–12; 2001. № 2). Научная подготовка текста к публикации, вступительная статья и комментарии были выполнены доктором исторических наук, профессором РГГУ Андреем Львовичем Юргановым. Очерк «Разгром Московского университета» впервые был опубликован в 1996 г. Анной Степановной Веселовской («Московский журнал». 1996. № 12. С. 20–25.). В приложении к книге нами приводится генеалогическая схема Веселовских, принадлежавших к потомственному роду Смоленского дворянства и известного в истории России со второй половины XVII века, составленная в 1970-е гг. Наталией Константиновной Веселовской. Полное комментированное издание «Дневника» С. Б. Веселовского, а также комплекса материалов из истории семьи Веселовских (Воспоминания отца историка, сестер, воспоминания детства Степана Борисовича, его сыновей, Всеволода и Бориса, племянницы Наталии Константиновны и др.) готовится в настоящее время в издательстве РГГУ.

А.Г. Макаров

С. Э. Макарова

К. Б. Веселовский