Хронотроника

Практика постоянно ставит перед человеком новые задачи, не поддающиеся решению на основе существующих на данный момент времени схем. Это заставляет искать новые, интенсивные пути развития науки, в результате чего наступают этапы, называемые научными революциями. В эти моменты происходят радикальные смены основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижение новых принципов познания, категорий и научных методов.

Волновой характер смен научных парадигм приводит к неоднозначному отношению в обществе к самой науке и ее роли в формировании мировоззренческой концепции.

Есть «непонимание» и между гуманитарными и естественными науками. Вынесение человека за скобки при исследованиях, проводимых естественными науками, формирует отрицательное отношение к возможностям применения этих наук к гуманитарной области. Мало пользы приносит механическое применение результатов естественных наук к гуманитарному знанию. Да и результаты применения достижений естественных наук к Природе вызывают большие разочарования.

Мы предлагаем вернуться к временам О. Конта и попытаться осмыслить проблемы гуманитарных наук на основе достижений современного естествознания, но с учетом специфики гуманитарного знания, специфики объекта исследования. То, что должно получиться после применения нелинейного подхода к общественным наукам, мы предлагаем называть хронотроникой.

Под этим термином мы понимаем междисциплинарную науку, изучающую эволюцию общества во времени и пространстве, как систему взаимовлияния человека и природы, с целью нахождения оптимальных путей развития в условиях ограниченных ресурсов, на основе выявления объективных закономерностей в природе и обществе.

Хронотроника – это искусственное слово, которое можно перевести как «воссоздание, генерация времени». Этим подчеркивается то, что при реконструкции процессов эволюции, как в будущее, так и в прошлое, всегда присутствует определенная неоднозначность.

Предмет изучения хронотроники составляет то общее, что имеется в процессах эволюции в самых различных областях, независимо от их природы. Сами же эти области выступают как сферы ее применения.

Это является причиной правомерности ее существования как науки, обусловленной универсальностью процессов эволюции, создание единой теории которых является ее главной задачей.

Хронотроника основана на идеях о целостности мира и научного знания о нем, общности закономерностей развития объектов всех уровней организации материи в природе, обществе, духовном мире.

Находясь на стыке естественных и гуманитарных наук, она базируется на их достижениях и, в свою очередь, влияет на их развитие. Ее методы используют комплекс теоретических и экспериментальных методов, развитых в этих науках.

К числу дисциплин, составляющих теоретическую основу хронотроники, относятся топологическая теория нелинейных динамических систем, теория информации, результаты наработок в биологии и конкретных гуманитарных науках (психологии, социологии, истории, философии и т. д.).

Задачей хронотроники, помимо изучения эволюции сложных систем, является выработка рекомендаций по наилучшим приемам и методам воздействия на развивающиеся системы для быстрейшего достижения ими поставленной цели.

Хронотроника базируется на методологическом принципе – материальном единстве мира (в свою очередь, конкретизируя его). Ее можно назвать теорией образования новых качеств и поэтому она может служить основанием для развития, так называемой, диалектической логики и может дать возможность определить границы применимости формальной логики.

Хронотроника показывает, как выбирать из всех возможных путей самоорганизации лишь те, которые могут реализоваться в обществе, и из последних выбирать оптимальные, в зависимости от поставленных задач.

Мы выделяем хронотронику из других наук вовсе не по признаку изучаемых явлений, а по форме закономерностей. Каждый из разделов науки говорит на своем, «национальном» языке. Хронотроника предлагает «интернациональный» язык. Она вырабатывает свои специфические понятия, свои методы, свой универсальный язык. «Интернационализм» хронотроники позволяет после изучения какой-нибудь одной области знания, получить тем самым интуицию и знание в совсем другой области.

Сильной стороной хронотроники является умение выделять главные переменные (параметры порядка) и строить на их основе системы моделей.

Выявление главных факторов на каждом этапе эволюции системы есть ни что иное, как сжатие информации о ней. Вместо большого числа факторов, от которых зависит состояние системы, хронотроника рассматривает немногочисленные параметры порядка.

Кроме этого хронотроника для исследования использует метод редукции (упрощения). Это сведение системы, содержащей большое число факторов, к более простой, с меньшим числом параметров. Редуцированную систему уравнений называют базовой. От неё требуется, во-первых, чтобы она описывала основные черты рассматриваемого явления, во- вторых, чтобы она содержала минимальное число переменных и параметров, и в-третьих, чтобы она была «грубой», т.е. при малом изменении параметров и слабом расширении базовой системы, решения должны меняться мало.

Редукция основана на временной иерархии. В процессах самоорганизации в живой природе временная организация наблюдается практически всегда. Тому есть причины. Дело в том, что задачи моделирования и самоуправления во многом сходны, и временная иерархия необходима как для того, так и для другого.

Отсюда следует, на первый взгляд, парадоксальный вывод: построение математических моделей самоорганизующихся систем – задача более простая, чем моделирование обычных систем.

Задача хронотроники – не столько описание мира, сколько его изменение (нахождение оптимальных путей развития). То, что она может предложить – это не только объективное описание мира, а проекты конкретных действий.

Согласно хронотронике, общество – это неравновесная система особого типа. В рамках такого подхода культуру можно трактовать как комплексный антиэнтропийный механизм, акцентируя внимание на изначальной противоречивости социо-природных и внутрисоциальных отношений, а также на вытекающих отсюда феноменах нелинейности, бифуркационных фаз и эволюционных катастроф.

Стабилизация неравновесного состояния возможна только за счёт роста энтропии в окружающем пространстве, существование социальной организации сопряжено с неизбежными разрушениями среды и с антропогенными кризисами. Подобная ситуация сопровождает существование любой устойчивой неравновесной системы.

Развитие любой системы начинает ограничиваться, когда для своего поддержания она создает слишком много «беспорядка» вокруг. То есть делает свое существование чересчур затратными, разрушительным для среды.

Иначе говоря, если для неживых систем важен закон сохранения, то для самоорганизующихся систем важен закон изменения энтропии.

Хронотроника выполняет ряд функций. Многообразие связей хронотроники с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Одна из важнейших ее функций, как и всякой другой науки,  – познавательная. Хронотроника на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах общественной и индивидуальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы оптимального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Характерной чертой хронотроники является единство теории и практики. Значительная часть ее исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция хронотроники, в рамках которой проявляется ряд ее других функций. На основании социологических исследований она получает конкретную информацию для осуществления прогностических действий над социальными процессами. Задача такого прогноза – предотвращение возможных появлений социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. Ее результаты должны использоваться органами исполнительной и представительной власти, политическими партиями и объединениями для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни.

Практическая направленность хронотроники выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется прогностическая функция хронотроники. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане хронотроника способна:

определить диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе;

представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т. д.

Большое значение в жизни общества имеет использование хронотронических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни.

Хронотроника выполняет идеологическую функцию. Результаты ее исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Но вместе с тем, они могут служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае можно говорить о гуманистической функции хронотроники.

Развитие хронотроники приводит к стиранию границ между естествознанием и обществоведением и построению универсальной эволюционной картины мира. Она возвращается к изучению общего в различных науках, в противовес картине мира и науки, расчленённой на отдельные дисциплины.

Такой подход превращает макромир и основной его элемент – человека в центральное звено научной картины мира. Отличие хронотроники от синергетики состоит в том, что последняя уделяет гораздо больше внимания процессам и механизмам образования сложных структур и переходам к «хаосу», в то время как хронотроника сосредоточивается на механизмах активного сохранения сложности, эволюционных истоках таких процессов, как целенаправленное изменение (управление), оптимальность развития и других понятий, которые характеризуют высокоорганизованные системы.

Соответственно, хронотроника ставит на другую основу футурологические (прогнозные) исследования. Прямолинейная экстраполяция тех или иных частичных кратковременных тенденций, на которых по большей части строились прогнозы и проекты социального переустройства, уступает место конструктивистским моделям: будущее видится как пространство возможностей, а настоящее – как процесс выбора.

 

Литература

Валянский С.И., Калюжный Д.В., Недосекина И.С. Введение в хронотронику. – М.: АИРО-ХХ, 2001. – 224 стр.

Валянский С.И. Теория информации и образование. Условие выживания России. – М.: АИРО-ХХ; «Крафт+», 2005 – 140 стр.

 

Книги, написанные на основе хронотроники

Валянский С.И., Калюжный Д.В. Понять Россию умом. – М.: Эксмо, 2002. – 544 стр.

Валянский С.И., Калюжный Д.В. Третий путь цивилизации. – М.: Алгоритм, 2002 –  496 стр.

Валянский С.И., Калюжный Д.В. Другая история науки. – М.: Вече, 2002. – 576 стр.

Валянский С.И., Калюжный Д.В. О Западе, который пыжился, пыжился, а Россия сама по себе. – М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2004. – 541 стр.

Валянский С.И., Калюжный Д.В. Русские горки: Возвращение в начало. – М. АСТ. Астрель Транзиткнига 2004 570 стр.

Валянский С.И., Калюжный Д.В. Русские горки: Конец Российского государства. М. АСТ. Астрель Транзиткнига 2004 556 стр.

Валянский С.И. За какие идеи мы умираем. – М.: Алгоритм, 2005. – 512 стр.

Валянский С.И., Калюжный Д.В. Армагеддон завтра. Учебник для желающих выжить. М.: АСТ 2006. 475 стр.

Валянский С.И., Калюжный Д.В. Забытая история русской революции. От Александра I до Владимира Путина. М.: Вече 2006 352 стр.

Валянский С.И. История российской интеллигенции. М.: АСТ 2006 (в печати).