airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home АИРО-XXI Новости Памяти нашего автора и наставника В.В. Агеносова

Памяти нашего автора и наставника В.В. Агеносова

agenosov 202430 июня – Московский университет им. А.С. Грибоедова подготовил и выпустил сборник статей коллег и учеников профессора Агеносова

Метрополия и диаспора: альтернативные/тождественные миры русской литературы ХХ века. Коллективная монография, посвященная памяти профессора Владимира Вениаминовича Агеносова / под ред. Л.Г. Кихней. — Москва : Юрист, 2024. — 416 с.

ISBN 978-5-94103-521-2

Настоящая монография — дань памяти выдающемуся российскому литературоведу Владимиру Вениаминовичу Агеносову. Она составлена коллективом видных российских и зарубежных филологов — коллег, учеников и единомышленников ученого. Книга посвящена излюбленным темам и предметам исследований профессора В.В. Агеносова: истории, эстетике и поэтике литературы русского зарубежья, Серебряного века, современной прозы и поэзии; кросс-литературному диалогу в контексте русской и мировой культуры.
Книга адресована филологам, культурологам и всем, кто интересуется историей русской литературы и культуры.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вместо предисловия
Ученый, учитель, первооткрыватель: о профессоре Владимире Вениаминовиче Агеносове

Юмор и сатира в литературе послевоенной эмиграции
(последняя статья профессора В.В. Агеносова)

ГЛАВА 1. Литература русского зарубежья:
онтология, типология, поэтика

1.1. А.М. Горький в Германии (О.А. Клинг)

1.2. И.А. Бунин в критике русского зарубежья 20–30-х годов ХХ века (Э.Я. Фесенко)

1.3. О рецепции И.С. Тургенева в творчестве М.А. Алданова (В.В. Шадурский)

1.4. Феномен молчания в поэзии В. Ходасевича эмигрантского периода (Л.А. Косарева)

1.5. «Попытка ревности» М. Цветаевой: антиномия сакрального и профанного Эроса (Т.Л. Павлова, Л.Г. Кихней)

1.6. Эпистолярная форма и ненадежный рассказчик. Новая попытка интерпретации рассказа В.В. Набокова «Как-то раз в Алеппо…» (Г.А. Кричевский)

1.7. Г.Д. Гребенщиков и писательские круги русской эмиграции (С.С. Царегородцева)

1.8. Художественная этнография дальневосточного фронтира 1920–1940-х гг. XX в.: жанрово-тематические и стилевые приметы (А.А. Забияко, О.Е. Цмыкал)

1.9. Книжное дело второй эмиграции: основные проблемы изучения (П.Н. Базанов)

ГЛАВА 2. Серебряный век в зеркале русской эмиграции:
традиции и новации

2.1. Русское творчество Набокова и Серебряный век (В.Ш. Киссель)

2.2. Влияние Н.С. Гумилева на раннюю поэзию В.В. Набокова: стихотворение «Автобус» как вариация «Заблудившегося трамвая» (А.В. Филатов)

2.3. Между В. Маяковским и Н. Гумилевым: лирика Ивана Елагина на фоне традиций Серебряного века (А.В. Леденев)

2.4. Даниил Петров (Владимир Рудинский): поздний царскосел и «новый эмигрант» (М.Г. Талалай)

2.5. Словотворчество и стилизация как формы создания иронического эффекта в стихотворной сатире Ф.И. Чудакова — «амурского Саши Черного» (А.В. Урманов)

Глава 3. Многоголосие русского модернизма метрополии:
символизм — акмеизм — футуризм — магический реализм

3.1. Конкретно-историческая проблематика литературы модернизма: «Мастер и Маргарита» М. Булгакова как роман о современности (М.М. Голубков)

3.2. Вариативность сюжета об отсеченной голове (Н.М. Солнцева)

3.3. Заглавие в лирике Серебряного века как способ моделирования диалога с культурной традицией (А.В. Ламзина)

3.4. Художественная онтология в романе Андрея Белого «Петербург» (С.О. Муминов)

3.5. «Люблю под сводами седыя тишины…» О. Мандельштама: к проблеме культурно-религиозной самоидентификации поэта (Л.Г. Кихней)

3.6. Телесный код в лирике А. Крученых (О.Р. Темиршина)

3.7. Поэзия Бориса Пастернака как лирическое единение с мирозданием (С.М. Пинаев)

3.8. Стихотворения Бориса Пастернака в альманахе «Руконог» в аспекте внутрифутуристической полемики (М.Г. Павловец)

3.9. «Ветер заставляет камни звать поколения…»: мотивные переклички поэзии Б. Пастернака и Ван Цзясиня (Е.М. Болдырева)

Глава 4. Современная русская литература:
контрапункт неореализма и постмодернизма

4.1. «Она догадалась, что Господа будет хвалить вся тварь»: иконические знаки и иконописные принципы в романах Л.Е. Улицкой (Я.В. Солдаткина)

4.2. Миф о писателе и элементы его конструирования и деконструкции в рукописи М. Новиковой-Принц «Свою мечту — трудом твори» (документальное повествование о Иване Новикове) (М.В. Михайлова)

4.3. «Город мертвых, где все живы»: о контекстной синонимии жизни и смерти в прозе Михаила Шишкина (Т.Г. Кучина)

4.4. Интертекстуальность как системообразующий принцип в современной прозе: к семантике имени в серии романов «Новый детектив» (А.Б. Борунов, К.Ф. Герейханова)

4.5. Мистический топос и граница в романах Пелевина: к вопросу об авторском методе (А.Г. Сильчева, Е.В. Шерчалова)

4.6. Роман Гузель Яхиной «Эшелон на Самарканд»: проблема жанра (Н.Ю. Букарева)

4.7. Диффузия «я» и «другого»: о субъектной неопределенности в лирике Олега Григорьева (А.С. Бокарев)

4.8. Циклообразующие функции мотива ухода из реальности в рассказах и повестях В. Пелевина 1990-х годов («Затворник и Шестипалый», «Проблема верволка в средней полосе»,
«Желтая стрела» и др.) (Е.С. Тулушева)

Сведения об авторах.

 

 

Проект АИРО-XXI «Победа-80»

logo Pobeda 80 240

tpp

Наши издания

Комната отдыха

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня109
mod_vvisit_counterВчера760
mod_vvisit_counterЗа неделю1907
mod_vvisit_counterЗа месяц1907

Online: 17
IP: 18.97.14.85
,

Случайная новость

ФРАНЦУЗСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОЛЛЕДЖ -- учебный год 2012/2013
Уважаемые коллеги!
Предлагаем Вам подробную программу цикла лекций по международному праву который ежегодно проводится Французским Университетским Колледжем.
Он пройдет 15, 16 и 18 марта 2013 г. в МГУ им.М.В.Ломоносова.