15 апреля – воспоминания об Анатолии Ивановиче см.:
Всё остается людям. Анатолий Котеленец
НЕЗРИМО С НАМИ
Всё остается людям… Эти слова и название знаменитой пьесы Самуила Алешина, а затем и фильма Георгия Натансона с блестящим Николаем Черкасовым стали жизненным девизом Анатолия Ивановича Котеленца. «Человек должен знать – после смерти он живет только тем, что сделал… Помни: все, что удалось тебе совершить на земле, – это вся твоя жизнь… Все остается людям. Дурное и хорошее. И в этом оставшемся забвение или бессмертие».
Анатолий Иванович Котеленец известен ученым старшего поколения, прежде всего, как крупнейшая фигура в издательском мире России / СССР. Однако не все знают, какой сложный путь он прошел до службы в самом крупном советском издательстве – Политиздате. Бережно хранимая память об Анатолии Ивановиче в семье, воспоминания близких коллег, документы из Личного дела, найденные в центральных архивах (РГАСПИ и РГАНИ), позволяют проследить основные моменты биографии, приоткрыть черты характера и понять масштаб личности героя этой книги.
Он родился 15 апреля 1914 года в г. Прилуки Черниговской области Украины, в рабочей семье. Ему не исполнилось и пяти месяцев, когда отец отправился на Первую мировую войну и погиб на фронте. В Сталинграде, куда в конце 20 х годов переехала семья, семнадцатилетний Анатолий поступил в фабрично-заводское училище при тракторном заводе. Активного и инициативного парня избрали своим лидером сначала комсомольцы фабрики имени Ленина, затем – трамвайного парка, а после окончания Учительского института он стал секретарем обкома комсомола. Из Сталинграда его направили на учебу в Москву, в Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Там он и застал начало Великой Отечественной войны. На фронте он бывал не раз, но не как доброволец или призывник, а как талантливый пропагандист, умеющий убеждать людей, разъяснять им все сложности международной обстановки. В составе специальных групп Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) А.И. Котеленец выступал с докладами в войсках Сталинградского и Донского фронтов, а также среди местных жителей (осень 1942 г.), в частях 4 го Украинского фронта и жителей Крымской области (весна–лето 1944 г.). Признанием его способностей явилось послевоенное назначение на должность заведующего сектором Управления агитации и пропаганды ЦК ВКП (б), а затем и заместителя начальника Отдела. В 35 летнем возрасте, в 1949 г. он стал заместителем начальника Главполиграфиздата при Совете Министров СССР. Потом последовала трехлетняя командировка в Бухарест, где надо было налаживать работу канцелярии Секретариата Информационного Бюро коммунистических и рабочих партий. Из Румынии он вернулся в 1954 году, чтобы стать заместителем начальника всесильного Главлита.
Казалось бы, сценарий дальнейшей жизни руководителя был понятен. Но подчас – редко и драматически непредсказуемо – привычные правила политической повседневности дают сбой под натиском кризисных сломов истории. Весной 1957 года А.И. Ко¬теленцу пришлось пережить сложные времена. После его принципиального заявления в ЦК о порочных явлениях в Главлите, семейственности, круговой поруке некоторых работников, о расправе с коммунистами за критику, он был освобожден от обязанностей заместителя начальника Главного управления по охране военных и государственных тайн в печати при Совете Министров СССР. А по тем, да и нынешним, меркам эта должность приравнивалась к заместителю министра. Потом был трудный год томительного ожидания… Внезапно отвернулись некоторые старые коллеги, неожиданно закрылись свободные вакансии для высокопрофессионального, но опального руководителя. Выручил мужественный Михаил Васильевич Сиволобов, директор Политиздата. По его настоянию в июне 1958 года приказом по Министерству культуры СССР Анатолий Иванович был назначен заведующим редакцией литературы по истории советского общества Государственного издательства политической литературы. Так началась новая, главная страница его жизни и судьбы, которая продлилась более 30 лет.
Издательство стало, собственно, его жизнью: беспрерывное обсуждение тем будущих книг, ежедневные встречи с маститыми и молодым авторами, подготовка новой смены редакторов. Возглавив одну из ключевых редакций, он выбирал для публикаций крупные проблемы и крупные личности, поэтому и сам быстро превращался во влиятельную фигуру в академическом сообществе историков. Книги маститых и еще неизвестных авторов позволили резко поднять тиражи издательства – порой до миллиона экземпляров.
Всего лишь три раза я встречался с Анатолием Ивановичем – благодаря рекомендации моих незабываемых научных наставников – Ю.С. Борисова, А.П. Ненарокова, В.С. Лельчука, В.Д. Есакова, В.Т. Ермакова, С.А. Федюкина, В.А. Козлова. Время перестройки… Историками вдруг стали все! Но ведущий издатель по истории упорно избегал расхожих оценок прошлого и простоты объяснений, опирался исключительно на профессионалов, которые понимали все пагубные последствия подчинения научных устремлений накаленной политической атмосфере. Казалось, он заранее предчувствовал и готовился к расчистке исследовательского пространства от старых догм и стереотипов. Поэтому его редакция так быстро «выстрелила» такими знаковыми в то время изданиями, как «Переписка на исторические темы», избранные труды реабилитированного Н.И. Бухарина, двухтомник «История Отечества: люди, идеи, решения» и многие другие.
Котеленец шел по кабинетам редакции, и все сотрудники мгновенно отрывались от рукописей и тепло улыбались своему строгому и мудрому руководителю. Какого автора он привел знакомиться на этот раз? Со временем процесс публикации утрачивал свой романтический ореол, хотя не становился менее трудным и волнующим. Но те встречи с издательским гуру и наши беседы я вспоминаю как аванс на будущее, который стараюсь отрабатывать более четверти века, прежде всего, в Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-XXI). Мои единомышленники и коллеги знают, что научный проект, издание книги – творчество коллективное. Каждый обрабатывает свой участок, без которого невозможно достижение общего результата. Но отвечает один!
Анатолий Иванович и по сей день остается незримо с нами – издателями, редакторами и историками. Как сможет убедиться читатель, они вспоминают о нем как о прекрасном руководителе и товарище, готовом поддержать человека в трудную минуту. Он был правдивым и справедливым, волевым и великодушным, остроумным и добрым, влюбленным в свою супругу, заботливым отцом трех дочерей и дедом двух внучек и внука. Таким и запомнился навсегда.
Почти каждый день я общаюсь с дочерью А.И. Ко¬теленца Еленой – доктором исторических наук, профессором РУДН, автором известных монографий и учебников, участником многих проектов АИРО-XXI. Свое главное фундаментальное научное исследование она посвятила отцу. И это неслучайно. В её характере его качества – целеустремленность и надежность, коммуникабельность и полная самоотдача в работе со студентами. Изучению прошлого посвятил свою жизнь и внук Анатолия Ивановича – кандидат исторических наук редактор и издатель Олег Беляков, и правнук – Станислав, выходящий в этом году на защиту степени кандидата наук. Все поколения А.И. Котеленца берегут его наследие и заложенные им традиции семьи.
Г.А. Бордюгов,
президент Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-XXI),
профессор МГЛУ