26 мая – В журнале «Большой театр» (№1(27), апрель 2022) опубликована статья Катерины Новиковой «Главный дирижер в тишине»
Катерина Новикова
Главный дирижер в тишине
В декабре 2021 года в пресс-центре Большого театра состоялась презентация книги «Александр Ведерников. Главный дирижер», изданной Ассоциацией исследователей российского общества АИРО-ХХI.
С 2001 по 2009 год Александр Ведерников был главным дирижером – музыкальным руководителем Большого театра. Его внезапная трагическая смерть от ковида в октябре 2020 стала огромным ударом для его родных, друзей и коллег. В ситуации распространения инфекции было даже невозможно организовать прощание. Книга- альбом, собранная в очень сжатые сроки Петром Черёмушкиным – школьным товарищем Александра Александровича Ведерникова – это дар дружбы и памяти.
Петр Черёмушкин открывает альбом такими словами: «Эта книга никогда не могла появиться при жизни Александра Александровича Ведерникова, потому что он не любил саморекламы и шумихи в прессе». Действительно, это так. Но можно сказать, что волю Ведерникова во многом удалось исполнить. Автор-составитель сумел собрать очень живой, не глянцевый альбом. В книге семь глав. Все начинается с детства и кончается тишиной. Вехи жизненного пути Ведерникова: Московская филармония, Большой театр и то, что было потом. Успехи за рубежом, воспоминания коллег. Петр Черёмушкин встречался с Ведерниковым и в школе, и на даче – их пути пересекались все эти годы. Какое-то время Черёмушкин даже работал советником Ведерникова по связям со средствами массовой информации. Горечь его текста связана с тем, что, по его мнению, Ведерников был недооценен как музыкант, а может быть, и как реформатор русского оперного театра.
Продолжает воспоминания дочь композитора Владимира Рубина Екатерина, рассказывая о разных музыкальных шутках и розыгрышах из детства. Из коммунальной квартиры наш герой постепенно перемещается в элитный дом с такими соседями, как Арам Хачатурян и Дмитрий Кабалевский. Ведерников не оставил воспоминаний, и Петр Черёмушкин находит фразы из его интервью, чтобы через эти небольшие фрагменты от первого лица рассказать о семье Александра Ведерникова, о его отце – выдающемся басе Большого театра Александре Филипповиче. Рядом возникает фигура Георгия Васильевича Свиридова. Через общение с ним Ведерников многое понял о Шостаковиче, Прокофьеве, Малере, Дебюсси. Семейные детские и юношеские фотографии Ведерникова дополняют рисунки – портреты Саши Ведерникова художника Геннадия Мосина и кисти его отца Александра Филипповича; гуляющий Свиридов на детском рисунке Черёмушкина, фотографии здания школы №31 и «Дома композиторов». Пожалуй, именно такой визуальный ряд не дает книге «скатиться» в официоз. О Ведерникове вспоминают Николай Луганский, Андрей Борейко, Марина Бауэр, Елена Белкина, Владимир Сорокин. Ангажементы за рубежом и создание собственного оркестра Русской филармонии приводят Александра Ведерникова к кульминационному моменту его судьбы – Большому театру России. Назначение Ведерникова на пост главного дирижера представлено в книге сканом статьи Марии Бабаловой в «Новых известиях» за 29 июня 2001 года. Сомнения Ведерникова развеял его отец. Несмотря на свойственную Александру Александровичу, как он сам говорил, «приватность», решил рискнуть. Вместе с генеральным директором Анатолием Иксановым им многое удалось осуществить. Может быть, основные вехи – «Летучий голландец» в постановке Петера Конвичного, «Евгений Онегин» Дмитрия Чернякова, приглашение таких режиссеров, как Роберт Уилсон, Франческа Замбелло, Грэм Вик, Дэвид Паунтни. Заказ новой оперы «Дети Розенталя» Леониду Десятникову и Владимиру Сорокину. Наконец, триумф хора и оркестра Большого театра в Италии в 2008 году и спустя несколько месяцев там же, в день открытия гастролей в Ла Скала летом 2009 года решение покинуть свой пост. Конечно, такое решение не принимается легко. Но рядом с интервью в журналах «Эксперт» и «Итоги» мы видим фотографии Ведерникова на пресс-конференции с Анатолием Иксановым, кадры с директором оркестра Александром Шаниным, с Еленой Манистиной, с Николаем Луганским и веселый портрет дирижера после концерта. Трагедии нет – жизнь продолжается. Восторженные отклики датской прессы, новые планы в Михайловском театре дополняет последняя глава «Главный дирижер в тишине»: леса, озера, снег, рыбы, собаки. Ведерников с мамой и на разных сценах; с рюкзаком на мосту в Париже и на концерте с Пинхасом Цукерманом. Кажется, что надо листать дальше... Но все кончается короткими текстами на английском, датском, немецком и итальянском языках: «Книга-альбом посвящена жизни и творчеству выдающегося российского музыканта, дирижера Александра Александровича Ведерникова (1964-2020)».