9 ноября – К 20-летию падения Берлинской стены в Рурском университете в Бохуме открылась выставка работ члена Международного Совета АИРО профессора Карла АЙМЕРМАХЕРА.
9 октября 2009 года в библиотеке Рурского университета в Бохуме были открыты две выставки: «Лица свободы» – по случаю годовщины падения Берлинской стены, а также выставка «Из страны красных носков», экспозиция которой включила в себя графические и скульптурные работы Карла Аймермахера. Журнал университета так прокомментировал это событие:
Цикл работ Карла Аймермахера «Из страны красных носков» создает очевидный контрапункт. Здесь не представлены светлые воспоминания о ГДР как о кажущемся идиллическим мире с «уютной диктатурой»[1]. Аймермахер оформляет сцены инсценировки власти и запрета до и после воссоединения Германий, добавляя остроту жизненных переживаний на Западе и Востоке и сатиру, свойственную творческому расположению духа. Рисунки и объекты заставляют зрителя посмотреть на диктаторов прошлого, которые забыли и уже как будто не хотят вспоминать собственную историю, но, тем не менее, снова активно вмешиваются в политику, культуру и социум.
Смотреть фотографии с выставки
Карл Аймермахер
Как и почему возникла серия «Из страны красных носков»?
Первые рисунки «красных носков» появились в начале девяностых годов, а уже к 1996–97 годам был сформирован целостный ряд работ. Они представляют собой изображения или серии изображений, которые были сделаны спонтанно: во время заседаний комиссий Гумбольдтского университета и при других самых различных обстоятельствах – например, во время телефонных разговоров или дискуссий. Это бессознательные, но всегда навязчивые выражения души, связанные с теми областями проблем, в которых на протяжении этих лет предпринималась попытка понять и ответить на общечеловеческие вопросы, получившие после объединения Германии общественно-политическую окраску. Конечно же, свою роль играли впечатления, сохранившиеся во время моей учебы в школе в ГДР и полученные позже при поездках в ГДР и Советский Союз. Все накопившиеся переживания и обрывки разговоров оказали влияние на характер изображенных образов и ситуаций и сформировали бессодержательные выражения запечатленных персонажей.
Стилю быстрых зарисовок соответствует выбранная бумага: рекламные листовки от лекарственных фирм, почтовая бумага из гостиниц, конверты, листки из блокнота и т.д. Этим объясняются пятна, штрихи и обрывки записей на рисунках.
Скульптуры «красных носков» создавались уже после 2000 года. Эти Красные Носки также являются теми типажами, которые в силу своего характера выглядят стереотипно, но в то же время не натурально.
Рисунки и скульптуры выражают стандартизированные, неиндивидуальные образцы поведения. Изображенные персонажи находятся во власти строгого канона поведения, который они сами не в состоянии нарушить. Это обнаруживает не только их самоуверенность, но и беспомощность, которые в своем предельном выражении действуют комично. Поэтому изображения неизбежно кажутся ироничными.
Красные Носки не олицетворяют нормы поведения какой-то определенной социальной группы в ГДР. Речь в гораздо большей степени идет об изменении личностей, которые потеряли свою собственную свободу выбора и, возможно, по этой причине, начали оказывать воздействие на систему в целом, не предоставляя свободу выбора и другим. Заостренное изображение такого положения дел создает множество вопросов, в том числе: как Красные Носки вели себя до воссоединения Германий и как после него, в условиях новой общественно-политической реальности? Это заставляет задать следующий вопрос: как поведение человека будет препятствовать настоящей или только частичной диктатуре при централистской общественной системе и как оно повлияет на поведение общества? Разумеется, этот вопрос должен рассматриваться не изолированно и не только в отношении действительности ГДР, но и в контексте связанных с феноменом Красных Носков – коричневых штанов, черных рубашек, белых чулок и т.д. Неизбежно приходится говорить и о другой проблеме: какие существуют возможности для того, чтобы вновь освободиться от столь стандартизированного поведения. Именно эта общая задача интересует меня больше всего. Конечно, с этим связан и вопрос о том, смогут ли общества изменить себя, какими должны быть предпосылки для подобных изменений и как долго будет длиться этот процесс? Что касается нашего ближнего окружения, то это – те самые вопросы, которые отсылают нас к крушению национал-социализма после 1945 года, к периоду перестройки и, естественно, к переломным процессам в среднеевропейских государствах.
Таков общий контекст, в котором возникли Красные Носки, и таков импульс, который двигал мной в девяностые годы. Не до конца проанализированная взаимосвязь германского воссоединения и поставленного им множества еще не разрешенных вопросов побуждала, побуждает и, наверняка, будет побуждать меня к движению. Я рад тому, что организаторы выставки имеют схожий взгляд на проблемы. И необходимо добавить: искусство существует не ради искусства, оно всегда должно быть связано с жизнью общества и его культурой. Так можно объяснить решение объединить выставку в библиотеке Бохумского университета с фотовыставкой «Лица свободы» Фонда исследования диктатуры ГДР.
Смотреть фотографии с выставки
ПЕРЕВОД НАЗВАНИЙ РАБОТ
Zwei Roter Socken versuchen, die Vergangenheit zu bew?ltigen |
Два Красных Носка пытаются преодолеть прошлое |
Die Seilschaft der Roten Socken |
Связка Красных Носков |
Rote Socken versuchen, die Vergangenheit zu bew?ltigen |
Красные Носки пытаются преодолеть прошлое |
Rote Socke |
Красный Носок |
Gestrandete Rote Socke (2) |
Красный Носок, потерпевший крушение (2) |
Triumphierende Rote Socke (1) |
Торжествующий Красный Носок (1) |
Erste Tochter einer Roten Socke (1) |
Первая дочь Красного Носка (1) |
Gattin einer Roten Socke (2) |
Супруга Красного Носка (2) |
Zwei Rote Socken im Gespr?ch |
Разговор двух Красных Носков |
Rotes Sockenehepaar (1) |
Супружеская пара Красных Носков (1) |
Rotes Sockenehepaar (2) |
Супружеская пара Красных Носков (2) |
Getarnte Rote Socke (2) |
Замаскированный Красный Носок (2) |
Rote Socke ohne Orientierung (1) |
Дезориентированный Красный Носок (1) |
Evaluierung einer Roten Socke |
Оценка Красного Носка |
Obduktion einer Roten Socke |
Вскрытие Красного Носка |
Diktatur |
Диктатура |
Das Spiel ist aus |
Конец игры |
Aufbruch in die Zukunft |
Прорыв в будущее |
Nachdenken ?ber die Vergangenheit (1) |
Размышления о прошлом (1) |
Aufbruch in ein anderes Land (1) |
Отъезд в другую страну (1) |
Versuch einer Roten Socke, die Vergangenheit zu bew?ltigen (1) |
Попытка Красного Носка преодолеть прошлое (1) |
Der Fall ?ber die Mauer (1) |
Падение через стену (1) |
Aufbruch in ein anderes Land (2) |
Отъезд в другую страну (2) |
Zwei desorientierte Rote Socken |
Два дезориентированных Красных Носка |
Ich bin unschuldig |
Я не виноват |
Voller Durchblick einer Roten Socke nach der Lekt?re des Neuen Deutschland |
Полное понимание Красного Носка после чтения литературы новой Германии |
17. Juni 1953 |
17 июня 1953 года |
17. Juni 1953 (1) |
17 июня 1953 года (1) |
Rote Nonne (1) |
Красная монахиня (1) |
Rote Nonne (2) |
Красная монахиня (2) |
Смотреть фотографии с выставки
[1] Словосочетание «уютная диктатура» (нем. kommode Diktatur) было впервые использовано Гюнтером Грассом в изданном в 1995 году романе «Широкое поле» («Ein weites Feld»). (Прим. пер.)