airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home АИРО-XXI Новости К 20-летию падения Берлинской стены

К 20-летию падения Берлинской стены

ajmermaher9 ноября – К 20-летию падения Берлинской стены в Рурском университете в Бохуме открылась выставка работ члена Международного Совета АИРО профессора Карла АЙМЕРМАХЕРА.

9 октября 2009 года в библиотеке Рурского университета в Бохуме были открыты две выставки: «Лица свободы» – по случаю годовщины падения Берлинской стены, а также выставка «Из страны красных носков», экспозиция которой включила в себя графические и скульптурные работы Карла Аймермахера. Журнал университета так прокомментировал это событие:

Цикл работ Карла Аймермахера «Из страны красных носков» создает очевидный контрапункт. Здесь не представлены светлые воспоминания о ГДР как о кажущемся идиллическим мире с «уютной диктатурой»[1]. Аймермахер оформляет сцены инсценировки власти и запрета до и после воссоединения Германий, добавляя остроту жизненных переживаний на Западе и Востоке и сатиру, свойственную творческому расположению духа. Рисунки и объекты заставляют зрителя посмотреть на диктаторов прошлого, которые забыли и уже как будто не хотят вспоминать собственную историю, но, тем не менее, снова активно вмешиваются в политику, культуру и социум.

Смотреть фотографии с выставки

Карл Аймермахер

Как и почему возникла серия «Из страны красных носков»?

Первые рисунки «красных носков» появились в начале девяностых годов, а уже к 1996–97 годам был сформирован целостный ряд работ. Они представляют собой изображения или серии изображений, которые были сделаны спонтанно: во время заседаний комиссий Гумбольдтского университета и при других самых различных обстоятельствах – например, во время телефонных разговоров или дискуссий. Это бессознательные, но всегда навязчивые выражения души, связанные с теми областями проблем, в которых на протяжении этих лет предпринималась попытка понять и ответить на общечеловеческие вопросы, получившие после объединения Германии общественно-политическую окраску. Конечно же, свою роль играли впечатления, сохранившиеся во время моей учебы в школе в ГДР и полученные позже при поездках в ГДР и Советский Союз. Все накопившиеся переживания и обрывки разговоров оказали влияние на характер изображенных образов и ситуаций и сформировали бессодержательные выражения запечатленных персонажей.

Стилю быстрых зарисовок соответствует выбранная бумага: рекламные листовки от лекарственных фирм, почтовая бумага из гостиниц, конверты, листки из блокнота и т.д. Этим объясняются пятна, штрихи и обрывки записей на рисунках.

Скульптуры «красных носков» создавались уже после 2000 года. Эти Красные Носки также являются теми типажами, которые в силу своего характера выглядят стереотипно, но в то же время не натурально.

Рисунки и скульптуры выражают стандартизированные, неиндивидуальные образцы поведения. Изображенные персонажи находятся во власти строгого канона поведения, который они сами не в состоянии нарушить. Это обнаруживает не только их самоуверенность, но и беспомощность, которые в своем предельном выражении действуют комично. Поэтому изображения неизбежно кажутся ироничными.

Красные Носки не олицетворяют нормы поведения какой-то определенной социальной группы в ГДР. Речь в гораздо большей степени идет об изменении личностей, которые потеряли свою собственную свободу выбора и, возможно, по этой причине, начали оказывать воздействие на систему в целом, не предоставляя свободу выбора и другим. Заостренное изображение такого положения дел создает множество вопросов, в том числе: как Красные Носки вели себя до воссоединения Германий и как после него, в условиях новой общественно-политической реальности? Это заставляет задать следующий вопрос: как поведение человека будет препятствовать настоящей или только частичной диктатуре при централистской общественной системе и как оно повлияет на поведение общества? Разумеется, этот вопрос должен рассматриваться не изолированно и не только в отношении действительности ГДР, но и в контексте связанных с феноменом Красных Носков – коричневых штанов, черных рубашек, белых чулок и т.д. Неизбежно приходится говорить и о другой проблеме: какие существуют возможности для того, чтобы вновь освободиться от столь стандартизированного поведения. Именно эта общая задача интересует меня больше всего. Конечно, с этим связан и вопрос о том, смогут ли общества изменить себя, какими должны быть предпосылки для подобных изменений и как долго будет длиться этот процесс? Что касается нашего ближнего окружения, то это – те самые вопросы, которые отсылают нас к крушению национал-социализма после 1945 года, к периоду перестройки и, естественно, к переломным процессам в среднеевропейских государствах.

Таков общий контекст, в котором возникли Красные Носки, и таков импульс, который двигал мной в девяностые годы. Не до конца проанализированная взаимосвязь германского воссоединения и поставленного им множества еще не разрешенных вопросов побуждала, побуждает и, наверняка, будет побуждать меня к движению. Я рад тому, что организаторы выставки имеют схожий взгляд на проблемы. И необходимо добавить: искусство существует не ради искусства, оно всегда должно быть связано с жизнью общества и его культурой. Так можно объяснить решение объединить выставку в библиотеке Бохумского университета с фотовыставкой «Лица свободы» Фонда исследования диктатуры ГДР.

Смотреть фотографии с выставки

ПЕРЕВОД НАЗВАНИЙ РАБОТ

Zwei Roter Socken versuchen, die Vergangenheit zu bew?ltigen

Два Красных Носка пытаются преодолеть прошлое

Die Seilschaft der Roten Socken

Связка Красных Носков

Rote Socken versuchen, die Vergangenheit zu bew?ltigen

Красные Носки пытаются преодолеть прошлое

Rote Socke

Красный Носок

Gestrandete Rote Socke (2)

Красный Носок, потерпевший крушение (2)

Triumphierende Rote Socke (1)

Торжествующий Красный Носок (1)

Erste Tochter einer Roten Socke (1)

Первая дочь Красного Носка (1)

Gattin einer Roten Socke (2)

Супруга Красного Носка (2)

Zwei Rote Socken im Gespr?ch

Разговор двух Красных Носков

Rotes Sockenehepaar (1)

Супружеская пара Красных Носков (1)

Rotes Sockenehepaar (2)

Супружеская пара Красных Носков (2)

Getarnte Rote Socke (2)

Замаскированный Красный Носок (2)

Rote Socke ohne Orientierung (1)

Дезориентированный Красный Носок (1)

Evaluierung einer Roten Socke

Оценка Красного Носка

Obduktion einer Roten Socke

Вскрытие Красного Носка

Diktatur

Диктатура

Das Spiel ist aus

Конец игры

Aufbruch in die Zukunft

Прорыв в будущее

Nachdenken ?ber die Vergangenheit (1)

Размышления о прошлом (1)

Aufbruch in ein anderes Land (1)

Отъезд в другую страну (1)

Versuch einer Roten Socke, die Vergangenheit zu bew?ltigen (1)

Попытка Красного Носка преодолеть прошлое (1)

Der Fall ?ber die Mauer (1)

Падение через стену (1)

Aufbruch in ein anderes Land (2)

Отъезд в другую страну (2)

Zwei desorientierte Rote Socken

Два дезориентированных Красных Носка

Ich bin unschuldig

Я не виноват

Voller Durchblick einer Roten Socke nach der Lekt?re des Neuen Deutschland

Полное понимание Красного Носка после чтения литературы новой Германии

17. Juni 1953

17 июня 1953 года

17. Juni 1953 (1)

17 июня 1953 года (1)

Rote Nonne (1)

Красная монахиня (1)

Rote Nonne (2)

Красная монахиня (2)

Смотреть фотографии с выставки



[1] Словосочетание «уютная диктатура» (нем. kommode Diktatur) было впервые использовано Гюнтером Грассом в изданном в 1995 году романе «Широкое поле» («Ein weites Feld»). (Прим. пер.)

 

ПРОЕКТ АИРО-XXI «СССР-100»

logo 100 cccp 220x170

tpp

Наши издания

Комната отдыха

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня354
mod_vvisit_counterВчера691
mod_vvisit_counterЗа неделю2868
mod_vvisit_counterЗа месяц7517

Online: 12
IP: 3.129.13.201
MOZILLA 5.0,

Случайная новость

ФРАНЦУЗСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОЛЛЕДЖ -- учебный год 2012/2013
Уважаемые коллеги!
Предлагаем Вам подробную программу цикла лекций по международному праву который ежегодно проводится Французским Университетским Колледжем.
Он пройдет 15, 16 и 18 марта 2013 г. в МГУ им.М.В.Ломоносова.