У Валентины Гавриловны Федотовой есть одно замечательное свойство. Когда с ней встречаешься, возникает ощущение, что за каждой твоей (как и многих других коллег) публикацией она внимательно следит. Возникают замечания, вопросы… И невозможно было придти сюда, не прочитав ее знаковую, как теперь очевидно, монографию.

Поскольку сегодня предложен формат не специального научного обсуждения, а представления книги, позвольте свои наблюдения сформулировать в сжатых тезисах.

По богатству сюжетов и идей книга, на мой взгляд, избыточна. Некоторые разделы – конспекты будущих монографий. При этом перед нами яркий пример междисциплинарного исследования, генерализации фактов и мыслей, наработанных историками, социологами, политологами. Валентина Гавриловна – автор демократичный, но в то же время довольно строгий. Лоция сюжетов прочерчена продуманно, предугадано множество возможных вопросов со стороны оппонентов, а чёткая дидактика по достоинству будет оценена университетскими преподавателями.

Ну, а что касается, собственно, нашего исторического цеха, то ему монография важна, как мне представляется, по следующим причинам.

Первое. Автор высказывает свою продуманную оригинальную точку зрения по поводу способов движения России в ХХ веке – модернизации и мобилизации. И в этой связи крайне любопытно было бы продолжение темы – получение развернутого (не пунктирного) ответа на вопрос: а как это зависело от тех или иных конструкций пространства власти?

Второе. Очень важно приглашение вернуться к обсуждению проблем идеологии. Но последняя вытесняется не только имиджмейкерством и политтехнологиями, как пишет профессор Федотова. Идеологию, на мой взгляд, вытесняет мифология. Речь не о той, традиционной, классической, а о политической, рукотворной мифологии. Это очень опасно. Когда автор пишет о манипулировании общественным сознанием, то это возможно только при условии, когда иррациональное (чем и оперирует миф) перевешивает рациональное объяснение сложных явлений.

Третье. Размышления о современной политической элите, создающей имиджи и политтехнологии под различные сценарии, строятся автором без оглядки на господствующую идейную и властную тенденцию, по которой и будет, возможно (а для России, скорее, наверняка), писаться история начала XXI века. Поэтому очень любопытна попытка именно сейчас учесть все стоящие сценарии, в том числе сценарии-тренды, сценарии-образы и пр., понять механизм фокусировки на них, назвать их носителей.

Однако я предпочёл бы делать акцент не на элите, тех или иных её группах, а по-старомодному – на интеллигенции, духовной элите, способной выступать идейным конкурентом власти (правда, пока не начнёт «хождение во власть»). Именно верхние слои интеллигенции (не политтехнологи) способны создавать иные смыслы существования и движения страны.

Итак, перед нами монография «Хорошее общество», написанная очень хорошим автором. Остаётся надеяться, что книга найдет хорошего читателя и у неё будет хорошая судьба.