airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home Проект Стивена КОЭНА и Катрины ванден ХЮВЕЛ Объявления Советская военная пропаганда на экране. 1939-1946

Французская исследовательская программа CINESOV (2013-2015), научная группа Тулузского университета Framespa и синематека Тулузы организуют с 12 по 13 марта 2015 г. коллоквиум « Советская военная пропаганда на экране. 1939-1946 ». Коллоквиум проводится в рамках фестиваля « Отъезд камеры » (Zoom arrière) (подготовленного синематекой Тулузы, 6-14 марта 2015 г.) и будет сопровождаться показами фильмов.

Задача коллоквиума – обновить перспективы исследования советского « пропагандистского искусства », вывести его определение за рамки исключительно политической агитации, принимая во внимание функции просвещения, распространения санитарной и технической информации и оповещения гражданского населения. Вторая перспектива коллоквиума — анализ специфики пропаганды во время войны, когда все средства информации направлены на достижение одной цели. Наше исследование будет также опираться на многочисленные работы, посвященные мобилизационному кино союзников и противников.

Не ограничиваясь фильмами, изображающими Сталина, или грандиозными историческими фресками, коллоквиум ставит цель осветить весь спектр кинопродукции, особенно учитывая разнообразие аудиторий и функций мобилизации. Будут приветствоваться выступления, посвященные одновременно нескольким типам кино (анимация, художественные фильмы, учебные и документальные фильмы, кино-журналы).

Кроме того, необходимо изучать кинематограф в контексте использования всех средств «пропагандистского искусства». Если традицонно кино занимает центральное место в советской пропаганде, сравнительный анализ фильмов военного периода с прессой, радио, фоторепортажем, плакатом, театральными и литературными представлениями открывает новые перспективы.

Коллоквиум сосредоточится на анализе двух типов пропаганды, а именно предусмотренной для Советского Союза (в том числе для подконтрольных ему территорий, «освобожденных» в 1939, 1941 и 1944 гг.) и нацеленной на распространение в других странах. В зависимости от периодизации и от аудиторий, на которые нацеливается «пропагандистское искусство», повествование о войне создается по-разному. В рамках колоквиума будут затронуты вопросы мобилизации во время конфликта, политической переориентации после войны и изменений, произошедших в начале холодной войны. Коллоквиум сделает попытку определить значимость узловых тем (равновесие различных национальностей в советской империи, роль СССР в европейской и в мировой истории, дискурс в отношении внешнего и внутреннего врага) в зависимости от двух установок пропаганды (в СССР и за рубежом). Сравнительный анализ и исследование советской ситуации в мировом контексте пропаганды и политической информации будут особенно уместны.

Наконец, участникам предлагается поставить под вопрос сам термин «пропаганда» и задуматься над часто игнорируемой темой ее успеха или неудачи. Определение целевой аудитории, анализ организации сеансов (залы, кинопередвижки, звук), а также информация о количестве копий и зрителей, политическом, общественном восприятии фильмов и их критике -, эти вопросы открывают широкое поле для размышлений.

Участники коллоквиума приглашаются посвятить свои выступления следующим темам : «пропагандистские» фильмы (художественные и неигровые, анализ самих типов фильмов); пропаганда, содержащаяся в определенных жанрах и сериях фильмов (их эстетика, ценности, темы, персонажи); советская система мобилизации средствами кино (бюджет, носители, распространение) ; эффективность использования кино (в сравнении с другими средствами информации и с пропагандой союзников и противников); наконец, другие формы пропаганды, использованные в Советском Союзе во время Второй Мировой войны. По возможности, выступления должны будут опираться на оригинальные и разнообразные источники, в частности иконографические и аудивизуальные. Количество выступлений будет ограничено с тем, чтобы сохранить время для показа отрывков фильмов.

Рабочие языки коллоквиума - французский и английский.

Заявки на участие принимаются до 30 ноября 2014 г. Их направить следует по адресу Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
О результатах отбора участники будут уведомлены в начале января 2015 г.

Организаторы коллоквиума покроют расходы по проживанию и питанию выступающих и, по возможности, возьмут на себя транспортные расходы. Помощь в оплате расходов на транспорт будет предоставлена в первую очередь аспирантам, молодым ученым, не имеющим институционального прикрепления, и российским исследователям.

Оргкомитет: Валери Познер, Александр Зумпф, Ванесса Вуазен, Наташа Лоран, Ирина Чернева

Научный комитет: Валери Познер, Александр Зумпф, Наташа Лоран, Петр Багров, Сергей Каптерев, Жан-Пьер Бертен-Магит, Дениз Янгблод

 

Проект АИРО-XXI «Победа-80»

logo Pobeda 80 240